Art Investment

Пикассо бросает вызов прошлому в лондонской Национальной галерее

В лондонской Национальной галерее проходит выставка работ Пабло Пикассо

Выставка под названием «Пикассо: вызов прошлому» открылась на этой неделе в лондонской Национальной галерее. Это первый проект музея, посвященный творчеству знаменитого художника, чьи работы являются самыми дорогими в мире. В экспозиции представлено более 60 произведений мастера из крупнейших публичных и частных собраний Европы и Северной Америки. Они отражают одновременно и увлеченность автора европейской живописной традицией, и его противостояние авторитетам прошлого. Выставка организована тематически и делится на несколько частей, в каждой из которых можно увидеть автопортреты, натюрморты, изображения различных персонажей и типажей, обнаженных женщин, а также знаменитые «вариации» на тему шедевров XVII–XIX веков.

Пикассо на протяжении всей своей жизни вел диалог с величайшими мастерами европейской живописи, такими как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рембрандт, Делакруа, Энгр, Мане и Сезанн. Работы этих авторов можно увидеть в постоянной экспозиции Национальной галереи и оценить их с точки зрения Пикассо. С одной стороны, он восхищался творениями своих предшественников и нередко заимствовал художественные идеи, темы и сюжеты прошлого. Но, с другой стороны, он всегда преобразовывал их в нечто совершенно иное и создавал свои собственные, уникальные полотна. Иногда его «цитаты» были прямыми, иногда иносказательными, полными намеков, а иногда даже пародийными.

Часть экспозиции в Национальной галерее посвящена автопортретам Пикассо, в которых можно найти прекрасное подтверждение тому, что он был очарован этим жанром, столь любимым многими гениями прошлого. Например, на картине «Автопортрет в парике» (1897) из музея Пикассо в Барселоне шестнадцатилетний художник изобразил себя в образе господина XVIII века, тем самым бросив вызов старым мастерам, но при этом отдавая дань уважения Гойе и Рембрандту. Также весьма интересен портрет «Художник перед холстом» (1938), на котором 57-летний автор изобразил себя с палитрой и кистями в руке.

В другом разделе выставки представлены мужские персонажи и типажи. Здесь можно увидеть портрет друга и секретаря Пикассо Хайме Сабартеса (Jaime Sabartes) в облике испанского дворянина XVI века, а также полотно «Ребенок с голубем» (1901), близкое по стилю произведениям Гогена и Ван Гога, но в то же время отсылающее нас к изображениям католической традиции.

Неотъемлемой частью творческого наследия Пикассо являются картины с обнаженными, которые также представлены в экспозиции. Художник использовал уже сложившиеся каноны этого традиционного жанра и адаптировал их для создания собственного изобразительного языка. Сперва Пикассо, как и Энгр, обращался к чистоте и монументальности античных шедевров, но несколько преувеличил и преобразовал их, что хорошо заметно в его «Большой купальщице» (1921). Затем изменения стали более смелыми и радикальными, как, например, в картине «Лежащая обнаженная» 1969 года. А в работе «Женщины за туалетом» (1956) чувствуется влияние купальщиц Эдгара Дега.

Что же касается натюрмортов, то на выставке в Национальной галерее можно увидеть «Череп с кувшином» (1953), который во многом перекликается с произведениями Шардена, Гойи, Делакруа, а также более современных авторов — Ван Гога, Гогена и Сезанна. А в кубистическом «Натюрморте со стаканом и лимоном» (1910) Пикассо разбивает форму на множество пересекающихся плоскостей.

Завершает экспозицию серия смелых «вариаций» на тему шедевров XVII–XIX веков, замысел которой возник у Пикассо уже в конце жизни. Знаменитые «Менины» Веласкеса молодой художник впервые увидел в возрасте всего 14 лет, и более чем три четверти века спустя он создал цикл глубоко личных интерпретаций этой картины. Три из них, включая полотна «Инфанта Маргарита» (1957) и «Менины» (1957), можно будет увидеть на выставке в Лондоне. Также следует отметить серию из четырех вариаций на тему «Завтрака на траве» кисти Эдуара Мане, созданную в 1960–1961 годах.

Выставка в лондонской Национальной галерее продлится до 7 июня.

Источник: nationalgallery.org.uk, artdaily.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090228_picasso_in_national_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090228_picasso_in_national_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе