Коллажи Макса Эрнста на выставке в Мадриде
11 февраля в Мадриде в фонде Mapfre открывается уникальная экспозиция, объединяющая 182 коллажа Макса Эрнста для книги «Неделя доброты» (Une Semaine de Bonté)
В 1934 году в Париже был опубликован роман в коллажах «Неделя доброты» (Une Semaine de Bonté), созданный немецким сюрреалистом Максом Эрнстом (Max Ernst). Эта книга — одно из самых загадочных произведений сюрреализма — состоит из пяти частей.
Художник работал над ней в 1933 году в течение трех недель, во время поездки с друзьями в Италию. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. Основой для его работ в основном служили ксилографические иллюстрации к французской популярной литературе, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века. Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, последующие заточения и казни, ненависть и зависть богачей и бедняков. Путешествовать в Италию Макс Эрнст отправился с полным чемоданом таких иллюстраций. Для того чтобы добиться нужного эффекта, он переворачивал фрагменты картинок «с ног на голову», помещал их в «подвешенном» состоянии или заставлял вращаться вокруг своей оси. C помощью такой техники он создал множество вызывающих, мистических и загадочных образов.
В «Неделе доброты» Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.
Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа, оригиналы которых впервые с 1936 года будут объединены в общую экспозицию. Она откроется 11 февраля в Мадриде в фонде Mapfre, и будет работать до 31 мая. Эта уникальная выставка была подготовлена в сотрудничестве с венским музеем Альбертина и музеем Макса Эрнста в городе Брюль. Огромную помощь в ее подготовке оказал знаток творчества и друг художника Вернер Шпис (Werner Spies).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090208_max_ernst_collage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090208_max_ernst_collage.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.