«Дом Счастья» Рены Эффенди в галерее Photographer.ru
Сегодня в галерее Photographer.ru состоится официальное открытие выставки Рены Эффенди «Дом Счастья» с участием автора
Сегодня в галерее Photographer.ru состоится официальное открытие выставки Рены Эффенди «Дом Счастья» с участием автора, на которой будут представлены работы, выполненные в 2007 году.
«Дом Счастья» — это отражение культурных и семейных традиций, принятых среди жителей Ферганской долины, региона постсоветского пространства, переживающего сегодня возрождение радикального ислама. Эти традиции странным образом переплелись в «Доме счастья», или Дворце бракосочетания, пережитке советской эпохи, учреждении, в котором пары официально регистрируют свой брак. В фотоновелле Рены Эффенди это словосочетание приобретает парадоксальный смысл, прямо противоположный своему изначальному выражению. Здесь, за радужным фасадом этого «Дома счастья», похищают юных невест, прикрываясь исламом, практикуется полигамия, а насильственные браки являются социальной нормой. За цветным фасадом скрываются женщины-жертвы, мужья, приучившие своих жен к героину, разводы, заканчивающиеся проституцией. В 2008 году история «Дом Счастья» была включена в призовой список десяти лучших историй года Испанским журналом фотографии OjodePez и фестивалем фотографии PHotoEspana.
Рена Эффенди родилась в 1977 году в Баку (Азербайджан). После окончания Азербайджанского государственного института иностранных языков работала переводчиком. Увлекалась живописью, которая и привела ее к фотографии, ставшей для Рены лучшим средством отображения окружающей действительности, «самым выразительным художественным языком, оголяющим нерв реальности».
Рена Эффенди развивает свою собственную идеологию, не отдавая предпочтения ни художественной, ни традиционной документальной фотографии; ищет и находит все более дерзкие решения психологии образов.
В ход идут не только выразительные портреты людей, но и их семантическое окружение. А в случае с «Домом счастья» автор раскрывает острые жизненные коллизии, оперируя популярными женскими архетипами и общепринятыми клише. Громоздкое красное сердце над головой сестер в хиджабах, бережно развешенные серебристые звезды на бархатном небе, свисающем над сбитой горсткой матерей и детей, — все эти тонко отмеченные нюансы и символы помогают проникнуть в суть жизненных конфликтов женщин Ферганской долины. Можно сказать, что Эффенди продолжает гуманистическую традицию, начатую еще такими признанными мастерами, как Роберт Франк, Диана Арбус, Юджин Смит.
Фотография Эффенди — отчаянно цветная, живая, несмотря на всю боль, являющуюся зачастую содержанием снимков. До зрителя доносится призыв автора: не бойтесь ошибаться! Экспериментируйте! Не бойтесь сделать что-то неправильно! Речь не только о художественной смелости: от одиночных путешествий Эффенди захватывает дух. Проследить путь нефтяной трубы сквозь жизни, судьбы людей в Азербайджане, Грузии, Турции. Исследовать жизнь наркотически-бордельных притонов средней Азии. B снимках Эффенди нет манипуляции зрителем — лишь пронзительной красоты осколки большой жизни, частью которой являемся все мы.
Выставка в галерее Photographer.ru продлится до 3 марта 2009 года.
Источник: пресс-релиз галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090122_rena_effendi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090122_rena_effendi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.