Японская гравюра в музее Виктории и Альберта
В британском музее Виктории и Альберта сейчас проходит выставка японской гравюры под названием «Шедевры укиё-э»
В британском музее Виктории и Альберта сейчас проходит выставка «Шедевры укиё-э», посвященная одному из самых распространенных видов японской ксилографии. В экспозиции представлены гравюры из собственного собрания музея, которое входит в число не только самых лучших, но и самых крупных в мире. Оно включает более 25 тысяч гравюр, картин, рисунков и книг. В залах музея посетители смогут ознакомиться с великолепными полноцветными гравюрами, рисунками для вееров, иллюстрированными поэтическими изданиями и набросками художников.
Название «укиё-э» чаще всего ассоциируется с цветными ксилографиями, которые были популярны в Японии в эпоху Эдо (1600–1868). Самые ранние отпечатки были черно-белыми и делались с одной доски. Иногда они раскрашивались вручную, однако это было достаточно дорого. В 1740-х годах стали использовать дополнительные доски, с которых делались оттиски зеленым и розовым цветом. И лишь в 1765 году техника была усовершенствована и появились многоцветные гравюры, получившие название «нисики-э» — «парчовые картины».
Само выражение «укиё-э» никак не связано с процессом печати и не ограничивается только цветными изображениями. Оно происходит от названия одной из категорий буддизма — «укиё», что первоначально переводилось как «бренный, изменчивый мир». Однако в конце ХVII века понимание этого слова несколько изменилось: оно стало обозначать мир земных радостей и наслаждений. Таким образом, укиё-э — это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо.
Над созданием такой гравюры работали художник, резчик и печатник. Этот процесс выглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой, прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита, вырезал первую печатную форму. Затем делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Художники, работавшие над укиё-э, также занимались и живописью. Однако картины могли себе позволить только состоятельные японцы, а гравюры стоили недорого, изготавливались большими тиражами и были доступны многим. Поэтому темы укиё-э напрямую зависели от интересов простых горожан, которые в основном их и покупали.
Что же больше всего увлекало и радовало жителей Эдо XVII — начала XIX столетия? Это, например, картинки с изображением театральных актеров в статичных позах на фоне театральных занавесов или в гримерных комнатах. Также весьма популярны были так называемые «бидзинга» — портреты красавиц из «веселых кварталов». Одним из виднейших мастеров этого жанра был Китагава Утамаро (1753–1806), которого часто называли «певцом женской красоты». На гравюрах того времени можно увидеть и сценки городской жизни, и эпизоды из народного фольклора: сказок и повестей о героях. Присутствовал в укиё-э и такой традиционный жанр, как пейзаж. Его развитие прежде всего связано с именами Кацусика Хокусая (1760–1849) и Андо (Утагава) Хиросигэ (1797–1858). Эти два автора прославились не только в Японии, но и за ее пределами. Их работы даже оказали влияние на творчество французских импрессионистов, в частности Клода Моне и Винсента ван Гога.
В экспозиции также можно увидеть достаточно редкие и потому особенно ценные ксилографии. Это рисунки для вееров, которые поражают своим разнообразием и красочностью. Они сохранились намного хуже, чем остальные виды гравюры, так как веера находились в постоянном употреблении. Однако музей Виктории и Альберта обладает великолепной коллекцией, и текущая выставка дает посетителям уникальную возможность познакомиться с ней и лучше узнать вкусы японцев, живших в эпоху Эдо.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090109_ukiyo_e.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090109_ukiyo_e.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.