Галерея Tate Britain воссоздаст выставку Уильяма Блейка
Двести лет назад произведения великого поэта и художника экспонировались в лондонском Сохо, но популярностью не пользовались. Кураторы Tate Britain решили восстановить историческую справедливость
Великий английский поэт и художник Уильям Блейк (William Blake), несомненно, относится к тем авторам, истинную ценность творчества которых люди понимают только по прошествии многих лет со дня их смерти. Сейчас влиянию, которую поэзия, живопись и графика Блейка оказали на современную поп-культуру, посвящена большая статья в «Википедии». В любви к его творчеству признавались многие деятели, без которых современная культура была бы совсем иной, — от художников-прерафаэлитов до создателей графических романов, от писателей Аллена Гинзберга (Allen Ginsberg) и Аласдера Грея (Alasdair Gray) до музыкантов Боба Дилана (Bob Dylan) и Марка И. Смита (Mark E. Smith). Сложно поверить, что в 1809 году, когда в лондонском Сохо была устроена первая и единственная прижизненная персональная выставка Блейка, о ней не поленился написать всего лишь один критик. Да и тот ее обругал.
«Все в пятнах, в кляксах, и нарисовано очень плохо, — изрыгал огонь обозреватель газеты Examiner. — Этот несчастный мнит себя великим мастером, хотя написал всего лишь пару убогих картинок». Каталог к выставке, который художник написал сам, разъяренный критик тоже не пожалел: «Глупая, непонятная, вопиюще тщеславная мешанина, дикий продукт воспаленного мозга».
Недавно кураторы лондонской галереи Tate Britain решили восстановить историческую справедливость. Они решили выставить в музее те же произведения, что и на злополучной выставке 1809 года, — и пусть критики поют оды творчеству художника, а посетители валом валят смотреть на недооцененные в свое время шедевры. Двести лет назад на выставке экспонировались 16 работ, из них сохранились 11, по меньшей мере девять из которых украсят в скором времени стены Tate Britain. Кроме того, будет опубликован оригинальный каталог Блейка, в котором художник критикует тщеславие и продажность представителей тогдашней арт-богемы.
По словам куратора Tate Мартина Майрона (Martin Myrone), предыдущие выставки работ Блейка концентрировались прежде всего на его иллюстрированных книгах, а новая выставка, которая откроется в апреле следующего года, представит совершенно новое прочтение творчества Блейка. Знаменитый художник был гораздо амбициознее, чем считалось раньше: он мечтал создавать огромные полотна на исторические и религиозные темы. На двух картинах — «Духовная форма Нельсона, направляющего Левиафана» и «Духовная форма Питта, направляющего Бегемота» — изображены национальные герои Британии, адмирал Горацио Нельсон (Horatio Nelson) и премьер-министр Уильям Питт (William Pitt). Блейк хотел снова написать эти картины, но уже высотой 30 метров (!). Мартин Майрон говорит, что он хотел стать художником такого же масштаба, как Рафаэль (Raphael) и Микеланджело (Michelangelo). Он мечтал украсить гигантскими стенными росписями здание Парламента в Лондоне.
Одна из работ, которую посетители не смогут увидеть на выставке, — полотно «Древние бритты», утерянное в 1860-х годах. По меркам Блейка оно было огромным — три на четыре метра. Все привыкли думать о художнике как об аутсайдере, но Мартин Майрон говорит, что эта картина могла бы доказать, что это не так: живопись Блейка была вполне в духе того времени, когда тон в английской живописи задавали Генри Фюзели (Henry Fuseli), Джеймс Барри (James Barry) и Бенджамин Уэст (Benjamin West).
Девять картин, которые можно будет увидеть на выставке, происходят из собраний различных музеев Великобритании. Может быть, из Шотландии будет привезена и десятая работа — «Чосер и двадцать девять паломников».
Не в первый раз известные музеи воссоздают выставки, прошедшие в прошлом. Например, в 1991 году кураторы Окружного художественного музея Лос-Анджелеса (LACMA) организовали выставку «Дегенеративное искусство: судьба авангарда в нацистской Германии». На ней были представлены работы, которые в конце 1930-х годов экспонировались на выставке Entartete Kunst, организованной приспешниками Гитлера с целью обличить художников-модернистов. Там можно было увидеть картины Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Макса Бекманна (Max Beckmann) и других авангардистов. Организаторы не просто собрали 180 первоклассных работ, они еще и поработали над оформлением выставки — в частности, добавили шокирующие слоганы, которые могли увидеть посетители выставки Entartete Kunst в те темные времена. «Обличение сущности еврейской расы», «Идеал — кретин и проститутка» — вот такими подписями снабжали шедевры модернистов нацистские преступники. Многие из тех, кому удалось попасть на выставку в LACMA, говорили о том, что только там по-настоящему прочувствовали, через какой чудовищный ужас пришлось пройти европейской интеллигенции.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090107_william_blake.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090107_william_blake.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.