Провинциальное искусство, скрытое от двух поколений, — в Третьяковской галерее
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Искусство ярославской и костромской земель XVIII — XX веков. Поиски, находки, открытия»
С 25 декабря 2008 по 8 февраля 2009 года в Государственной Третьяковской галерее пройдет выставка под названием «Искусство ярославской и костромской земель XVIII — XX веков. Поиски, находки, открытия», подготовленная совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации.
Впервые после длительного перерыва Третьяковская галерея заново знакомит с таким феноменом в культуре русской провинции, как бытовой сословный портрет. Открытие интереснейшего пласта искусства, созданного в XVIII–XIX веках в Ярославской и Костромской губерниях крепостными мастерами и выходцами из «третьего сословия», на рубеже 1960-х — 1970-х годов стало сенсацией. Выставка собрала воедино более 150 экспонатов из шести музеев разных городов, включая Ярославль, Кострому, Рыбинск. Наравне с творчеством самобытного художника Ефима Честнякова, сословный портрет Поволжья введен в музейный и научный обиход московскими специалистами во главе с С. Ямщиковым в творческом содружестве с музейщиками Ярославля и Костромы. И хотя в 70-е и 80-е годы прошлого века наследие мастеров Ярославской и Костромской земель широко демонстрировалось в российской столице, с тех пор уже два новых поколения зрителей не видели масштабных показов этих работ.
Инициатор проекта — заслуженный деятель искусств, председатель Ассоциации реставраторов России, исследователь и пропагандист искусства русской провинции Савва Васильевич Ямщиков, в 2008 году отметивший 50-летие творческой деятельности. Выставка демонстрирует высокий уровень отечественной реставрации, давшей произведениям новую жизнь. Именно реставраторов, проделавших колоссальную работу, можно назвать первооткрывателями подлинных шедевров провинциальной живописи. Многие из собранных в проекте экспонатов теперь являются гордостью музеев Ярославля и Костромы, служа и визитной карточкой этих городов.
Ярославский регион, в XVIII–XIX столетиях переживший небывалый культурный подъем, более других богат мастерами, оставившими значимое творческое наследие. Сегодня их имена широко известны, а их произведения в музейных фондах волжских городов образуют большие монографические коллекции, из которых происходят привезенные в Москву произведения Дмитрия Коренева и Николая Мыльникова (Ярославль), Павла Колендаса (Переславль-Залесский), а также Григория Островского (Кострома). Замечательны женские портреты, а также образы из фамильной портретной галереи купцов Суриных кисти Ивана Тарханова (Углич). Большая часть наследия этого художника, который работал не только в Угличе, но в Ярославле и Рыбинске, дошла до наших дней, что редкость для искусства провинции.
В центральный зал выставки помещены произведения Г. Островского (1756–1814) — иконописца и живописца из Великого Устюга, возможно, крепостного дворян Черевиных. В запасниках Солигаличского краеведческого музея специалисты обнаружили 16 живописных портретов с подписью художника. Чаще всего Островский изображал представителей знатного дворянского рода Черевиных, чья усадьба была расположена близ старинного города Солигалич. Вероятно, просвещенные помещики позволили художнику посетить Москву и Петербург, а может быть, и Париж: ранние портреты мастера напоминают парсуны, но в дальнейшем он блестяще овладел приемами европейской живописи. По мастерству исполнения выделяются портреты Н. С. Черевиной (1774) и Д. П. Черевина (1774) в возрасте 6 лет. В войне 1812 года Дмитрий Петрович Черевин был начальником Костромского ополчения, отдал в его пользу все свое движимое имущество. Интересен и портрет Андрея Федоровича Катенина (1790) — дяди поэта Павла Катенина, друга А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, участника восстания декабристов.
Наряду с наследием названных мастеров, выставка позволяет подробно познакомиться с творчеством разнообразно одаренных анонимов — «неизвестных художников» XVIII — XIX веков. Несмотря на явно выраженную индивидуальность каждого из этих авторов, их произведения в целом укладываются в традиционную схему провинциального портрета, бытовавшего в городской среде.
Особый раздел экспозиции составляют картины Ефима Честнякова (1874–1961) из фондов Костромского музея-заповедника. Имя художника впервые громко прозвучало в конце 1970-х, когда выставки его работ прошли в Москве и Костроме, а затем в Париже, Турине, Флоренции. Несколько лет понадобилось, чтобы собрать и отреставрировать наследие мастера, хранившееся в деревенских избах и сильно пострадавшее от времени. Благодаря совместным усилиям музея Костромы и московских реставраторов свыше ста живописных полотен и несколько сот графических листов Ефима Честнякова были возвращены к жизни.
Музей Рыбинска гордится тем, что хранит раритетные полотна Ивана Вишнякова и Ермолая Камеженкова, которые не являлись уроженцами этого края. Так, безусловными шедеврами признаны парные портреты четы рыбинских помещиков Тишининых — единственные подписные работы И. Вишнякова.
Деятельность исследователей и реставраторов в последние два десятилетия принесла серьезные результаты, тем не менее поиски еще неизведанного в «провинциальном» искусстве продолжаются.
Выставка открыта с 25 декабря 2008 по 8 февраля 2009 года (Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081225_jaroslawl_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081225_jaroslawl_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.