Русские художники захватили Манхэттен
Сразу в трех музеях Нью-Йорка недавно открылись выставки работ современных художников из России и других республик бывшего Советского Союза
Ньюйоркцы неравнодушны к творчеству художников из России. Недавно сразу в трех галереях на Манхэттене открылись выставки, представившие американской публике произведения четырех русских авторов. Стиль и техника их работы значительно различаются, однако их объединяет одно — все они выросли в Советском Союзе, а сейчас живут и работают за границей.
Художник из Санкт-Петербурга Даня Акулин показывает свои виртуозные карандашные рисунки в Mimi Ferzt Gallery. Провокационные картины и скульптуры Шимона Окштейна — уроженца украинского города Черновцы — можно увидеть в Stefan Stux Gallery. А фотографии и инсталляции Алины и Джеффа Блюмис, также прибывших в США из Советского Союза, экспонируются в Andrea Meislin Gallery.
Наличие подобных выставок наглядно демонстрирует все более возрастающий на рынке интерес к работам художников из России и других бывших советских социалистических республик. Этому также способствует рост цен на русские произведения на аукционах и большой интерес СМИ к состоятельным русским коллекционерам. «Сейчас если вы экспонируете произведения работающего в Нью-Йорке художника из бывшего СССР, то интерес публики вам обеспечен», — утверждает арт-дилер и владелец собственной галереи Стефан Стакс (Stefan Stux).
Он не единственный нью-йоркский галерист, воспользовавшийся спросом на русских художников. Осенний сезон в Lehmann Maupin gallery открылся выставкой абсурдных картин Алексея Каллимы из Грозного, на которых автор изобразил чеченских женщин-парашютисток. Примерно в то же время в галерее Foxy Production экспонировались черно-белые фотографии и видеоарт московской художницы Ольги Чернышёвой. В марте этого года Barbara Gladstone Gallery представила публике картины Андро Векуа — он родился в Сухуми, а сейчас живет и работает в Берлине. А в галерее Marianne Boesky прошла выставка видеопроизведений Кона Трубковича, который работает в Нью-Йорке, а родился в Москве.
По словам Эндрю Сэрвитца (Andrew Sarewitz) — директора галереи Mimi Ferzt в Сохо, которая специализируется на русском искусстве с 1993 года, у зрителей не иссякает желание посетить каждую новую выставку. К тому же большинство художников, чьи работы недавно выставлялись в Нью-Йорке, в культурном отношении являются русскими, но живут и работают за границей, и потому их творчество представляет интерес для коллекционеров по всему миру.
Шимон Окштейн родился в 1951 году в г. Черновцы. В 1970 году окончил художественное училище имени Грекова в Одессе, а в 1979 году переехал в Нью-Йорк, где живет и работает до сих пор. Его произведения находятся в коллекциях нью-йоркского музея современного американского искусства Уитни и Бруклинского музея, а также Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. В прошлом году его работы несколько раз экспонировались в России: в московском Центре современного искусства М’АРС, в Мраморном дворце Русского музея, а также на ярмарке «Арт Москва».
На выставке Шимона Окштейна в Stefan Stux Gallery, под названием Dangerous Pleasures («Опасные удовольствия»), представлены гиперреалистические картины мастера, а также скульптуры и инсталляции, выполненные в смешанной технике. Все это новые работы, созданные в самое последнее время. Так же как и более ранние произведения, они неизменно привлекают и шокируют публику. Здесь можно увидеть натуралистические воплощения героина, кокаина, экстази и таблеток, с огромной тщательностью выписанные на поверхности зеркал. Помимо этого в экспозицию включены уже известные российскому зрителю переработки классических голландских и фламандских натюрмортов в ярких, блестящих, кричащих обрамлениях, зачастую противоречащих основе. В своих произведениях Окштейн создает сложные гибриды, в которых теряется ощущение времени и места и происходит смешение реального и фантастического.
Даня Акулин, работы которого экспонируются в Mimi Ferzt Gallery, родился в 1977 году в Санкт-Петербурге, там же окончил художественное училище имени Серова. В 2000 году поступил в Берлинский университет искусств, где занимался в студии выдающегося неоэкспрессиониста Георга Базелица (George Baselitz), который считает своего ученика одним из самых талантливых и перспективных молодых художников. Сейчас Акулин живет и работает в Берлине и периодически приезжает в Москву с выставками. Последняя из них, называвшаяся «Знаки», состоялась в прошлом году в галерее «Триумф».
Даня Акулин работает в очень необычной технике. Свои произведения он выполняет исключительно карандашом на бумаге, которая наклеивается на холст. На некоторые листы художник также наносит высокочувствительную фотоэмульсию, а иногда засвечивает бумагу. Необычен и размер работ. Традиционно мы воспринимаем рисунок как нечто достаточно скромное по своим масштабам, однако размер рисунков Акулина колеблется от 50 х 50 см до 2 х 3 метра, что более характерно для живописных произведений.
Как признается сам художник, он пробовал работать с различными изобразительными средствами, занимался скульптурой и живописью, однако в конце концов пришел к выводу, что карандашные рисунки обладают значительно большей экспрессивностью. Линия, проведенная карандашом, по мнению Акулина, намного более информативна и интересна, чем мазок кисти или граница соприкосновения двух красок на холсте. С ее помощью художник изображает простые предметы окружающего мира: окно, стул, дерево — и стремится передать их внутреннюю структуру, т. н. «линейный скелет». За счет этого, несмотря на жизненность, правдивость рисунка, функциональность отходит на второй план. Изображенный предмет становится объектом эстетического восприятия.
Таким образом, произведения Акулина дают зрителю возможность не загружать себя разбором сложных тем и полностью погрузиться в созерцание.
Алина и Джефф Блюмис представляют свои работы в Andrea Meislin Gallery. Они уже много лет живут в Нью-Йорке, куда переехали из Белоруссии и Молдавии, двух бывших советских республик. Их творческий союз сложился в 2000 году, и с тех пор они вместе провели ряд успешных проектов. Художники воплощают свои творческие замыслы при помощи самых разнообразных изобразительных средств. Это и high tech — видео-арт, компьютерная графика и трехмерные инсталляции, и более традиционные: живопись, бронзовая скульптура и фотография.
Недавно художники осуществили два проекта, в которых попытались привлечь внимание публики к проблемам социальных и культурных различий. В первом из них, под названием «Языковой барьер: Нижний Манхэттен», художники выбрали шесть мест (парк, художественный фонд, гастроном, газетный киоск, обувную мастерскую и парикмахерскую) и разместили там множество цветных «словарей» из пенопласта (каждый из них авторы самостоятельно оформили и расписали), ставших физическим воплощением непонимания, разногласия и потребности в переводе, существующих между различными диаспорами и сообществами Нью-Йорка. Еще один проект, который также носит название «Языковой барьер», Алина и Джефф Блюмис провели в окрестностях своей мастерской, в небольшом городке Андс, штата Нью-Йорк, в горах Кэтскиллс. Художники возвели «баррикады» из цветных книг посреди трав и деревьев, тем самым пытаясь связать местность и язык, на котором в ней разговаривают, объединить географическую территорию и культурную самобытность людей, на ней проживающих.
В экспозицию, которая открылась в Andrea Meislin Gallery, вошли фотографии с этих двух проектов, а также картины и крупномасштабная инсталляция. Она называется Dam Lines и представляет собой статую бобра, отлитого из бронзы в натуральную величину, установленную на «баррикаде» из множества книг. Поза животного, держащего в лапе красный флаг, отсылает зрителя к знаменитой картине Эжена Делакруа (Eugène Delacroix) «Свобода на баррикадах». Таким образом, художники превращают бобра в революционера, уничтожающего старое (лес) для строительства чего-то нового, и подразумевают, что стремление к прогрессу и усердная работа являются необходимыми условиями не только для создания произведений искусства, но и для жизни общества в целом.
Работы Алины и Джеффа Блюмис экспонируются во всем мире, в том числе на Биеннале в Бусане (Южная Корея, 2006), в Assab One (Италия), в Castlefield Gallery (Великобритания), а также на Первой и Второй Московских биеннале современного искусства. Выставка в Andrea Meislin Gallery — первая персональная выставка авторов в США.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081115_russian_art_in_new_york.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081115_russian_art_in_new_york.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.