Новые имена в активе
Аукционный дом MacDougall’s представляет выставку работ известного русского художника Бориса Анисфельда
После нескольких выставок, посвященных советскому неофициальному искусству, MacDougall’s решил показать Бориса Анисфельда.
Торговые залы MacDougall’s уже не первый раз превращаются в выставочное пространство. За последние два года здесь прошли как минимум три крупные выставки, правда, до сих пор акцент делали на неофициальное искусство. Во время Frieze 2007 года показали нонконформистов, изобразив историю советского андеграунда в виде схемы московского метро. Рухину, Ситникову и Харитонову была посвящена экспозиция, совпавшая по времени с аукционом современного русского искусства Sotheby’s в марте 2008-го. Наконец, весной 2008-го дом MacDougall’s показал масштабный проект Комара и Меламида «История СССР», который должен был стать лакомым кусочком прошедших летом торгов. Выставки у MacDougall’s обычно многофункциональные: на них и продают, и выставляют лоты будущих торгов, и показывают вещи из частных коллекций.
Анисфельд, конечно, сильно выбивается из ряда вышеупомянутых имен.
Живописец, график и сценограф Борис Анисфельд (1879–1973) является одним из самых известных членов художественного объединения «Мир искусства». До революции он участвовал в выставках «Союза русских художников» и венского Сецессиона, экспонировал свои работы на парижском Осеннем салоне, оформлял спектакли Русского балета С. П. Дягилева. В 1917 году Анисфельд покинул Россию, а в 1918-м поселился в США, где прошла его первая персональная выставка. Художник сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», где оформил множество спектаклей — в частности «Фауст» Ш. Гуно с участием Федора Шаляпина. В 1928 году Анисфельд поселился в Чикаго, плодотворно занимался живописью и преподавал в Художественном институте. За свою долгую карьеру художник испытал влияние многих стилей, в числе которых академизм, символизм, экспрессионизм и даже конструктивизм.
Бориса Анисфельда не назовешь фаворитом на рынке русского искусства — эскизы декораций, которые он делал для многочисленных постановок в России и за рубежом, время от времени появляются на аукционах и стоят не очень дорого. Цены на среднего уровня живописные работы Анисфельда достигают 100 тысяч евро, а за самые редкие ранние работы русского периода отдают и по 500–600 тысяч евро. Тем не менее директор женевской Artvera’s Gallery Софья Комарова считает, что рынок до Анисфельда еще не дорос.
Рекорд на живопись художника был установлен два года назад: выставленное на торги с эстимейтом 125–190 тысяч евро, полотно «Ольховая роща — Тверь» (1907) было продано за 744 тысячи евро. Еще две работы, написанные незадолго до эмиграции, перешагнули отметку в полмиллиона евро — «Сад Гесперид» (561 тысяча евро) и «Сентябрь. Тверь» (524 тысячи евро).
Сегодня наследие художника сосредоточено в руках двух-трех крупных дилеров и галеристов, в их числе Анатолий Беккерман и его нью-йоркская A.B.A. Gallery. «Вещи Анисфельда находятся у нескольких человек, которые партиями пускают их на рынок и иногда просто перенасыщают», — отметил Валерий Дудаков, коллекционер и эксперт по русскому искусству. Действительно, художник был невероятно плодовит, а рынок, как известно, одинаково плохо реагирует и на дефицит работ, и на их избыток.
На аукционах MacDougall’s произведения Анисфельда продаются с мая 2005 года. По словам совладельца аукционного дома Уильяма Макдугалла, почти все представленные на выставке вещи происходят из США, а покупают их в основном русские.
Цены на работы Анисфельда у MacDougall’s колеблются от трех тысяч до семидесяти тысяч фунтов. В основном на выставке представлены работы американского периода, например «Амазонка с лошадью» (ок. 1931) или «Озеро в Колорадо». Все шансы на успех есть у небольшой картины «Рахиль», написанной в 1916 году. Впрочем, сейчас рекордных цен на вещи Анисфельда ожидать не стоит, и дело не столько в неблагоприятной рыночной конъюнктуре, сколько в том, что художник никогда не входил в ряд первых имен. «Неизвестно, конечно, что будет лет через десять, — говорит Валерий Дудаков, — какое-то время назад никто не мог предположить, что за акварели Серебряковой будут отдавать по миллиону долларов, а за пейзажи Горбатова по 300–400 тысяч долларов».
Выставка проходит в лондонской галерее MacDougall Arts Ltd. Она продлится до 31 октября.
Источники: openspace.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080928_boris_anisfeld.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080928_boris_anisfeld.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.