Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж в Амстердаме
В выставочном центре «Эрмитаж Амстердам», голландском «спутнике» Государственного Эрмитажа, открылась экспозиция «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж»
Выставочный центр «Эрмитаж Амстердам» завершает свою деятельность в здании виллы «Неерландия» особой выставкой. Впервые в Нидерландах будут представлены все работы известного немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774–1840), хранящиеся в коллекции Государственного Эрмитажа. Центральное место в экспозиции отведено живописным и графическим работам К. Д. Фридриха, однако творчество художника представлено в окружении работ его предшественников, современников и последователей — приверженцев романтического стиля. Особое место на выставке уделено связи этих мастеров, прежде всего самого Фридриха, с императором Николаем I и его семьей.
Еще одной особенностью экспозиции станет представление неизвестных акварелей Карла Фора, многие из которых были найдены в коллекции музея в ходе подготовки этой выставки.
Выставка «Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж» — десятая и последняя в стенах виллы «Неерландия». Выставочный центр «Эрмитаж Амстердам» переезжает в соседнее здание «Амстелхоф», выставочные площади которого в десять раз превосходят существующие сейчас. Открытие большого центра «Эрмитаж Амстердам» запланировано на июнь 2009 года, а в нынешнем здании центра разместится образовательный центр «Эрмитаж для детей».
До 1960 года работы К. Д. Фридриха в понимании голландских искусствоведов представляли собой ошибочный мир, прежде всего связанный с фатальным национализмом. С того момента многое изменилось. Фридрих в течение многих лет пользуется популярностью и для многих стал культовой фигурой. Прежде всего его популярность связана с тем, что исповедуемый Фридрихом культ природы, который прослеживается во всех его работах, разделяется многочисленными его почитателями. Доказательство — огромный успех обзорных выставок К. Д. Фридриха в Германии.
Каспар Давид Фридрих и его друг Филипп Отто Рунге внесли, сами того не предполагая, обновление в изобразительное искусство. Пейзажи Фридриха, бывшего глубоко верующим протестантом, наполнены религиозной символикой, указывающей на присутствие божественного в природе.
Живописных работ Фридриха очень немного. За пределами Германии самой обширной коллекцией работ этого немецкого мастера владеет Государственный Эрмитаж. Впервые Эрмитаж предоставляет на выставку за рубежом, в центр «Эрмитаж Амстердам», полную коллекцию работ Фридриха: девять картин и шесть рисунков. Идея показать полное наследие Фридриха, хранящееся в Эрмитаже, возникла прежде всего потому, что история приобретения этой коллекции очень интересна. Далее, коллекция являет собой показательный пример многогранности таланта художника в различные периоды жизни и, благодаря этой многогранности, дает зрителю возможность увидеть богатство мира Фридриха и познакомиться со всеми аспектами его творчества.
В ходе подготовки выставки научными сотрудниками Государственного Эрмитажа и приглашенным с голландской стороны куратором выставки Хенком ван Осом (бывшим директором крупнейшего художественного музея Голландии — Рейксмузея) проводился тщательный отбор экспонатов, в процессе которого стало понятно: в связи с тем, что немецкие художники были очень хорошо представлены в России на рубеже XVIII — XIX веков, в Государственном Эрмитаже хранится уникальная коллекция художественных произведений немецких мастеров этого периода. Мастеров, имена и работы которых едва ли известны в Голландии. Благодаря этому открытию родилась идея представить творчество Фридриха в контексте его современников и показать, какую революцию в пейзажном искусстве совершил Фридрих. Искусствоведческий контекст творчества Фридриха на выставке формируется представленными работами предшественников Фридриха Хакертом, Рейнхартом и Мехау, современниками — малоизвестным молодым художником Карлом Фором (1795–1817), Карлом фон Кюгельхеном (1772–1832) и последователями Хагенсом, Карусом и фон Кленце.
Пейзажи Фридриха очень разнились с традиционной манерой ландшафтной живописи, поэтому понятно, почему его манера была не принята его современниками — художественными критиками. Картины Фридриха уникальны, и это становится еще более понятным в тот момент, когда они помещаются в контекст с работами других мастеров.
«Для наших господ критиков нашего немецкого солнца, луны, озер и рек недостаточно. Если речь идет о настоящем искусстве и об истинной красоте, они должны быть итальянскими». Этим своим высказыванием К. Д. Фридрих еще раз дает понять, что великое историческое значение его работ заключается не только в том, как он изображает природу, но и в том факте, что он в процессе своего художественного образования отказался от поездки в Италию, а нашел вдохновение в пейзажах родных мест: Ростоке, Рюгене и окресностях Дрездена.
Выставка Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж будет работать до 18 января 2009 года.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080925_kaspar_david_friedrich.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080925_kaspar_david_friedrich.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.