Art Investment

Художники и цены

В Мурнау проходит выставка, посвященная русским экспрессионистам

В Дворце-музее Мурнау можно увидеть произведения художников, сделавших этот баварский городок знаменитым, — Василия Кандинского, Габриэле Мюнтер, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной

Сто лет назад маленький баварский городок Мурнау был одним из центров мирового искусства — здесь творили такие художники, как Василий Кандинский, Габриэле Мюнтер (Gabriele Muenter), Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Если бы не эта «великолепная четверка», история искусства, без сомнения, была бы совсем другой. Именно пейзажи, написанные Кандинским в Мурнау, с их красочным нагромождением форм и цветов, стали тем мостиком, что привел художника от экспрессионизма к абстрактному искусству.

Те годы, что Василий Кандинский провел в Мурнау, считаются самым плодотворным периодом его творчества. В 1895 году в возрасте 28 лет он решил оставить занятия юриспруденцией и переехал в Мюнхен, где стал учиться живописи в школе Антона Ашбе (Anton Ažbe). Там он познакомился с молодым художником Алексеем Явленским и его спутницей жизни Марианной Веревкиной. Салон Веревкиной в Atelierwohnung на Гизельштрассе был центром богемной и художественной жизни Мюнхена. Там проходили дебаты о литературе, философии и искусстве, в которых участвовали многие известные художники и искусствоведы. Именно благодаря поддержке Веревкиной Кандинский не оставил своих мучительных творческих поисков и в конце концов пришел к чистой абстракции.

В 1901 году Кандинский стал директором школы, основанной художественным объединением Phalanx. Там он познакомился с Габриэле Мюнтер, которая вскоре стала его возлюбленной. Две пары художников жили и работали в тесном сотрудничестве. В 1908 году Кандинский, Мюнтер, Веревкина и Явленский приехали в Мурнау «на этюды» и были так очарованы этим баварским городком, что приняли решение когда-нибудь там поселиться. В 1909 году Мюнтер купила в Мурнау дом, где они с Кандинским прожили пять лет. Именно здесь художники обсуждали создание Нового мюнхенского художественного общества, искусство которого бросило вызов господствующему тогда на художественной сцене реализму Франца фон Ленбаха (Franz von Lenbach). В 1911 году Кандинский и Мюнтер объединились с будущими знаменитыми художниками Францем Марком (Franz Marc), Августом Макке (August Macke), Лайонелом Файнингером (Lyonel Feininger), а также композитором Арнольдом Шенбергом (Arnold Schoenberg) и другими деятелями искусства для создания первого номера журнала «Синий всадник» (“Der Blaue Reuter”), который является важнейшим манифестом немецкого экспрессионизма. В этот период был создан программный текст Кандинского «О духовном в искусстве». А в 1914 году работы художников «великолепной четверки» стали выставляться в Берлине, в знаменитой галерее Der Sturm.

Словом, жить бы им и творить вместе еще долгие годы, но все разрушила война. 3 августа 1914 года Кандинского, как российского подданного, обязали в течение суток покинуть Германию. Это стало началом конца его отношений с Габриэле Мюнтер. Художник вскоре нашел свою новую любовь — Нину Андреевскую и женился на ней. О своей немецкой подруге он больше не вспоминал. После разрыва с Кандинским Мюнтер впала в тяжелейшую депрессию, у нее начался творческий кризис.

После войны четырех художников раскидало по свету. Кандинский сначала жил в России, где занимался административной и преподавательской деятельностью, потом вместе с Ниной переехал в Германию — преподавать в знаменитом институте Bauhaus. В 1930-х годах русского художника начали преследовать нацисты: они даже направили директору Bauhaus петицию с призывом уволить преподавателя-неарийца. Кандинский переехал во Францию, где прожил 11 лет, занимаясь живописью и общаясь с другими художниками — Явленским, Марком Шагалом, Робером и Соней Делоне (Robert & Sonia Delaunay), Хоаном Миро (Joan Miró) и др.

Мюнтер жила в Швеции, Дании и Германии. С приходом к власти Гитлера ее картины, так же как и живопись Кандинского, были объявлены «дегенеративным искусством». Но после войны ее творчество было реабилитировано. Сейчас в доме, где в начале 1910-х годов жили Мюнтер и Кандинский, находится музей, который называется «Русский дом».

Явленский и Веревкина расстались в 1920 году. Художница переехала в Швейцарию, где поселилась в городе Аскона. До конца жизни она писала мистические картины, на которых одинокие люди оставлены наедине с безмолвной природой. Ее бывший спутник жизни Алексей Явленский тоже увлекся мистицизмом, а именно восточной философией. Художник жил в Германии, где в 1924 году создал вместе с Кандинским, Файнингером и Паулем Клее (Paul Klee) объединение «Синяя четверка».

Сейчас в Дворце-музее Мурнау проходит выставка, посвященная столетнему юбилею первого приезда художников в этот живописный баварский городок. На выставке «Сто лет назад: Кандинский, Мюнтер, Явленский, Веревкина» можно увидеть картины, рисунки и фотографии художников из собрания музея, а также из других музеев и частных коллекций. Произведения предоставили музеи Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Швеции. Третьяковская галерея тоже прислала одну работу — красочное полотно Василия Кандинского, на котором изображен замок Мурнау. Выставка имела широкий общественный резонанс. На ее открытии присутствовал президент Германии Хорст Кёлер (Horst Koehler).

Выставка продлится до 9 ноября.

Источники: svobodanews.ru, kommersant.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080821_russian_ekspressionisty_in_murnau.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080821_russian_ekspressionisty_in_murnau.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846–1920) В телеге (Сваты). 1886 (17,3 × 26,5 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

Икона «Серафим Саровский». Начало ХХ века (71 × 57 × 3,7 см)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

БРИТОВ Ким Николаевич (1925–2010) К весне. 2004 (30,5 × 40,4 см)

Текущая ставка310000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».