Art Investment

«Счастливую Аркадию» обнаружили в Швеции

Как сообщают представители аукционного дома Stockholms Auktionsverk, панно не покидало дома в 200 км от Стокгольма с 1930-х годов. Оказалось, что это работа К. Маковского «Счастливая Аркадия» стоимостью 650–870 тысяч евро

Удивительная находка обнаружилась в шведском поместье Ётарсвик в 200 километрах к востоку от Стокгольма. Панно, которое украшало гостиную этого дома с 1930-х годов, оказалось работой прославленного русского художника Константина Маковского (1839–1915).

Как рассказал владелец дома, панно появилось здесь в середине 1930-х годов. Предыдущий владелец поместья — владелец обувной фабрики в Эребру — получил это живописное произведение в счет оплаты за заказ на партию обуви для советской армии. Дважды панно перепродавалось вместе с поместьем. Оно было неотъемлемой частью интерьера гостиной дома, и никто не задумывался о том, чья это работа. И только в начале текущего года один из родственников нынешнего владельца предложил исследовать работу и вызвал специалиста аукционного дома Stockholms Auktionsverk Марка Мори (Marc Maurie). Мори совместно с лондонским консультантом Иваном Самариным установили, что автором масштабного (220 × 364) панно является Константин Маковский.

Работу Маковского выставили на торги Stockholms Auktionsverk 3 декабря с эстимейтом 650–870 тысяч евро. Специалистом по творчеству Маковского, профессором петербургской Академии художеств Еленой Нестеровой был подготовлен специальный пресс-релиз об истории этого панно. Согласно Нестеровой, это панно является либо оригиналом, либо авторским повторением полотна, выполненного Маковским в 1886–1889 годах для особняка Сергея Павловича фон Дервиза в Петербурге. За три года Маковский написал шестнадцать больших панно для своего заказчика. Некоторые работы из этой серии экспонировались в Париже и Петербурге. То панно, которое было найдено в шведском особняке, называется «Счастливая Аркадия». Работа воспроизведена в журнале «Нива» за 1889 год (№ 24).

В 1903–1905 годах С. П. фон Дервиз продал свой петербургский особняк вместе с работами Маковского. Новый владелец, финский предприниматель Антон Георгиевич Альфтан, в 1907 году устроил выставку всех шестнадцати панно Маковского, имевшую большой успех. В 1918 году барон Альфтан вернулся на родину в Финляндию. Вывез ли он с собой панно Маковского — доподлинно неизвестно, однако сведения о дальнейшей истории их бытования поступают уже из-за рубежа. По всей видимости, панно разошлись по разным собраниям. Сын Маковского Сергей видел некоторые из этих панно в Париже перед Второй мировой войной.

Начиная с 1980-х годов отдельные панно из особняка фон Дервиза начали появляться на международных аукционах в Европе и США. Панно «Счастливая Аркадия» продавалось на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем перепродавалось в 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Однако это точно не та работа, что висела почти весь прошлый век в особняке в Швеции. Оба панно практически идентичны по размерам, изображение совпадает до мельчайших деталей, однако на том, что висело в шведском поместье, есть подпись, а на том, что продавалось на Sotheby’s, подписи нет. Существует исторический анекдот, опубликованный в журнале «Солнце России»: якобы барон Альфтан уговорил Маковского постфактум поставить подписи на принадлежащих ему панно на мифологические сюжеты.

Без тщательного исследования обоих панно «Счастливая Аркадия» невозможно установить, какая из работ является оригиналом, а какая — авторским повторением. По всей видимости, кто-то увидел оригинальное панно «Счастливая Аркадия» для особняка фон Дервиза на одной из выставок в Париже или Петербурге и был настолько впечатлен, что заказал Маковскому копию. В любом случае, качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования (провенанс) не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным. Скопировать столь большое, сложное по композиции и цветовому решению панно было под силу только такому мастеру, как Маковский.

Источник: пресс-релиз аукционного дома Stockholms Auktionsverk


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20141022_makovsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20141022_makovsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».