Художницы штурмуют топ-сегмент арт-рынка
ARTinvestment.RU   24 июля 2014

За последние пару месяцев обновились аукционные рекорды шести художниц, включая Трейси Эмин, Джоан Митчелл, Сару Лукас и Таубу Ауэрбах. Работа Митчелл ушла за 11,9 миллиона долларов — рекорд для женской части арт-рынка

Британская художница Трейси Эмин (Tracey Emin) своими глазами наблюдала за тем, как ее провокационная инсталляция «Моя кровать» на лондонских торгах Christie’s 1 июля была продана за рекордные 2,5 миллиона фунтов (4,3 миллиона долларов) — почти в пять раз дороже ее предыдущего рекордного результата. Эстимейт инсталляции с неубранной постелью, пустыми водочными бутылками, рваными колготками и окурками составлял 1,3–2 миллиона долларов. Этот рекорд стал одним из главных в череде рекордов художниц, установленных на торгах модернистского и современного искусства Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке за последние два месяца.

На нью-йоркских торгах современного искусства Christie’s 13 мая (тех самых, которые принесли 745 миллионов долларов и стали лучшими за всю историю аукционного дома) абстракция «Без названия» Джоан Митчелл (Joan Mitchell) 1960 года была продана за 11,9 миллиона долларов. Это не только лучший результат Митчелл, но и рекорд для всей женской части арт-рынка. До этой продажи список художниц — авторов самых дорогих произведений становились наша Наталия Гончарова (в 2008 и 2010 годах ее работы ушли за 10,8 и 10,2 миллиона долларов соответственно), француженка Луиз Буржуа, чья скульптура «Паук» была продана за 10,7 миллиона долларов на торгах в ноябре 2011 года, а также Берта Моризо (Berthe Morisot), чей портрет «После обеда» в феврале 2013 года ушел с молотка за 10,9 миллиона долларов.

А на следующий день, 14 мая, на нью-йоркских торгах Sotheby’s был установлен рекорд на работу немецкой художницы Розмари Трокель (Rosemarie Trockel). Ее безымянная вязаная картина была продана за 4,98 миллиона долларов — в четыре раза дороже ее предыдущего рекорда. Работа «Без названия» иронично противопоставляет различные статусы женщины в обществе при помощи узоров с логотипами компаний Woolmark (домохозяйка) и Playboy (воплощение сексуальности).

На тех же торгах Sotheby’s инсталляция представительницы YBA (Young British Artists) Сары Лукас (Sarah Lucas) 1998 года «Ace in the hole» («Туз в рукаве») достигла цены молотка в 905 тысяч долларов, что вдвое выше ее предыдущего рекорда. Инсталляция состоит из четырех сидящих на стульях кроликов с женскими телами, одетых в красные и черные чулки, согласно цветам карточных мастей.

А на торгах Phillips были достигнуты рекордные цены на произведения Даны Шутц (Dana Schutz) и Таубы Ауэрбах (Tauba Auerbach). Цветастая картина Шутц «Реформаторы» ушла за 605 тысяч долларов, а холст-обманка Ауэрбах достиг цены молотка 1,8 миллиона долларов.

Работы художниц в последнее время продаются все лучше, они начали наконец сокращать отрыв от произведений, созданных мужчинами. В перспективе, лет через десять, некоторые художницы достигнут уровня своих коллег мужского пола, — полагает коллекционер Валерия Наполеоне, в чьей коллекции представлено около 290 работ представительниц прекрасного пола. Коллекционеры отправляются на поиски недооцененных работ, которые могут стать выгодным вложением средств. «Исправление исторической несправедливости нынче в моде. Работы все большего числа художниц оценивают по достоинству», — считает арт-эксперт Эми Каппеллаццо (Amy Cappellazzo). 

Та же «Моя кровать» Трейси Эмин в 2000 году обошлась Чарльзу Саатчи в 255 тысяч долларов. Теперь лондонский дилер Эмин Джей Джоплин (Jay Jopling) из галереи White Cube заплатила за нее в 16 раз больше. Аукционный оборот работ Трейси Эмин с 2004 по 2014 год составил 13,1 миллиона долларов, причем за последние пять лет он вырос на 332 %.

Что касается Джоан Митчелл, ушедшей из жизни в 1992 году, то за последние три десятилетия ее работы в сумме заработали больше, чем произведения кого-либо из художниц: суммарно с 1985 года по июнь 2014 года за них было заплачено 293 миллиона долларов. А за последние пять лет количество сделок с ними утроилось, т. е. рынок Митчелл полностью восстановился после кризиса. Наконец, она приближается по выручке к другим художникам ее поколения вроде Де Кунинга, Франца Клайна или Сая Туомбли.

Среди других художниц, лидирующих по объемам продаж, — 85-летняя японка Яеи Кусама (оборот 163,5 миллиона долларов с 2004 по июнь 2014) и фотограф Синди Шерман (оборот 91,5 миллиона долларов за тот же период). Доход от продажи работ Шерман с 2009 года вырос на 500 %. А за те же пять лет работы художницы Кэди Ноланд выросли в цене на 3 000 %. Но до рекордных показателей мужской части арт-рынка еще все равно далеко. За десять лет (2004–2014) топ-20 ныне живущих художниц заработали 649,7 миллиона долларов, в то время как топ-20 ныне живущих художников реализовали своих работ на 5,64 миллиарда долларов.

Источники: bloomberg.com, cover-magazine.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140724_female_art_on_the_rise.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140724_female_art_on_the_rise.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх