Леонид Шишкин: «Кризис рынка у нас совпал с кризисом жанра»
Галерист и аукционер Леонид Шишкин отвечает на вопросы участников форума ARTinvestment.RU
Февральский аукцион в Галерее Леонида Шишкина вызвал повышенный интерес у читателей ARTinvestment.RU, в первую очередь у профессиональных участников рынка искусства. И немудрено, ведь речь шла о первых торгах в этом году, которые дают практическую информацию о здоровье рынка. Не на уровне ощущений и ожиданий, а «математическую информацию» — какая активность и что почем. Статистика торгов известна, но много интересного, сама «кухня» торгов осталась за кадром. Поэтому по просьбам своих читателей ARTinvestment.RU переадресовал часть вопросов непосредственно главному человеку — Леониду Шишкину.
ARTinvestment.RU: 6 февраля состоялся первый аукцион в этом году. Из 115 лотов продан 61. Эта статистика чуть лучше прошлого года. Кризис проходит?
Леонид Шишкин: Первый аукцион 6 февраля дал статистику не «чуть лучше», а значительно лучше. И дело не в количестве проданных лотов, а в объеме продаж. И это, конечно, свидетельство улучшения ситуации на рынке, которое, кстати, уже было заметно на декабрьском аукционе, но, видимо, совпало еще и с изменением нашей аукционной политики.
Раньше (а это десять лет кряду) мы позиционировали себя как аукцион советской живописи и продавали работы в основном из коллекции галереи, приобретая их предварительно напрямую у наследников. Эта стратегия многие годы оправдывала себя: у нас составилась большая группа постоянных клиентов, причем две трети из них — иностранные покупатели. Однако в последние два-три года интерес к советской живописи стал ослабевать — ничто не вечно под луной, иностранцы наши разъехались, новые как-то не пришли. Словом, кризис рынка у нас совпал еще и с кризисом жанра. Поэтому в последнее время мы оставляем в аукционной коллекции только 50 процентов советской живописи из нижнего и среднего ценового регистра для начинающих русских и основной массы иностранных покупателей, без присутствия которых в зале аукционы становятся скучными. Вторую же часть коллекции мы стараемся составить из вещей других разделов художественного рынка: старой живописи, известных имен, нонконформистов и т. д. Но если последние пока не нашли отклика у наших покупателей, как, впрочем, и скульптура, фарфор и лаковая миниатюра, то крупные имена пошли на ура.
В октябре мы разослали письмо галереям, дилерам и коллекционерам с приглашением поучаствовать своими вещами в наших аукционах. Кое-кто откликнулся (видимо, помогает кризис). Благодаря интернету покупатели это сразу заметили — я имею в виду появление более качественных вещей. По телефону у нас торговались из Калининграда, Екатеринбурга, Краснодара, Питера, а также Лондона и Хьюстона — но это старые клиенты.
AI: Высокий интерес участников форума вызвали хорошие уходы в диапазоне до 600–800 тысяч рублей. В частности, интересны события вокруг борьбы за следующие лоты:
№ 68. Пименов Ю. И. Женский портрет. 1930-e. Холст, масло. 32 x 24. 620 000 р.
№ 70. Яковлев В. Н. Деревня Свистуха. Вариант одноименной картины из ГТГ. 1947. Дерево, масло. 65 x 85. 450 000 р.
№ 40. Трофимов В. П. На причале (Бретонки). 1910-e. Картон, масло. 62 x 52. 650 000 р.
№ 38. Гончарова Н. С. Пастух. Лист из альбома «Литургия». Театральный эскиз к балету Л. Мясина «Литургия». 1927. Бумага, см. техника. 61 x 30. 800 000 р.
№ 107. Цветков В. А. Дирижер Е. Мравинский. 1971. Холст, масло. 55 x 36. 40 000 р.
№ 64. Налбандян Д. А. Зима. 1954. Холст, картон, масло 30 x 20. 260 000 р.
№ 67. Богородский Ф. С. Остров Капри. 1930. Холст, масло. 50 x 34. 330 000 р.
Прокомментируйте настроение участников. Можно ли сказать, что интенсивность борьбы выросла? Какой лот вызвал самую напряженную борьбу на этом аукционе?
Л. Ш.: На все перечисленные Вами лоты было по два-три покупателя. Но я бы не сказал, что это высокие цены, — просто приличные. На первые советские имена у нас всегда есть покупатели, поэтому продажу Пименова, Василия Яковлева, Налбандяна, Богородского к числу удивительного не отнесешь. Лот 107 покупали именно как портрет Мравинского, и 40 тысяч рублей большими деньгами тоже не назовешь. К имени Гончаровой интерес, по-моему, понятный, причем у одного покупателя именно к этому альбому «Литургия». Трофимов — красивая вещь 1912 года, к тому же с обложки, что тоже всегда добавляет интереса.
Самый ожесточенный торг был за ранний рисунок Айдан Салаховой (лот 94): четверо участников загнали его с двадцати тысяч рублей к ста двадцати. Это сообщение повергло Айдан в изумление, и она обещала дать еще несколько ранних рисунков на аукцион.
AI: Как уходил лот № 37 (Поленов В. Д. В Крыму. Этюд. Холст, картон, масло 15 x 20. 1 100 000 р.)? Сколько участников торговались за этот лот? Как долго продолжался торг?
Л. Ш.: За Поленова торговались четверо наших старых клиентов, которые обычно покупают советских авторов из первого ряда.
AI: Как идет формирование коллекции для ближайших торгов? Есть ли ситуация дефицита?
Л. Ш.: Поскольку пока мы проводим аукционы практически каждый месяц, то обычно мы формируем параллельно сразу две коллекции. Дефицита пока нет. Ширится сотрудничество и с галереями, и с коллекционерами, но мы открыты для любых предложений. Сейчас мы пытаемся преобразовать наш аукцион из несколько клубного, закрытого, типа для любителей советской живописи в более открытую торговую площадку. Тем более что в конце апреля планируется открытие гостиницы Рэдисон Роял Москоу (бывшая «Украина»), где у нас будет второе, более удобное для проведения аукционов помещение.
AI: Каков ваш прогноз на 2010 год? Каковы ожидания?
Л. Ш.: Все к лучшему в этом лучшем из миров. Наш рынок взрослеет, а следовательно, и улучшается, взрослеют и потребители. А с умными людьми всегда дело иметь приятнее.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100302_shishkin.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100302_shishkin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.