Art Investment

Учительницу уволили за откровения о творчестве Джорджии О’Киф

В своих объяснениях подросткам американский педагог несколько раз употребила слово «вэджайна», из-за чего администрация школы шибко осерчала

Сюжет — Зощенко плачет. Как-то раз необстрелянная 24-летняя американская учительница Эллисон Винт (Allison Wint) решила прочитать восьмиклассникам лекцию об искусстве. Дело было в небольшом провинциальном городке в Западном Мичигане. Население под 50 000 человек — как наш Торжок или Усть-Лабинск. У них 8th grade — это 13–14 лет, то есть, по-нашему, седьмой класс. У нас в этом возрасте дети пишут сочинение по картинам Левитана. Да и там тоже наверняка живут простые люди, далекие от столичных соблазнов.

И что ж за лекцию решила прочитать школьникам Эллисон Винт? О Пикассо или об Уорхоле? Нет. Она проявила педагогическую бескомпромиссность и сразу зашла с иконы американских феминисток Джорджии О’Киф (Georgia Totto O’Keeffe). То есть примерно как на уроке в седьмом классе в Торжке зайти с истоков «Пусси Райот» — от ранней группы «Война». Дело запахло керосином. Но положение еще можно было спасти. Например, вильнуть в сторону вдохновенных пейзажей или черепов, которых у О’Киф было предостаточно. Но и этот шанс был упущен. Учительница смело рубанула про цветы О’Киф, ракурсы подачи которых с 1920-х годов вызывают у публики ассоциации с женским началом.

Как говорится, дело молодое, намеки прозрачны, «семиклассники» и так все ловят на лету, поэтому называть вещи своими анатомическими именами было не обязательно. Но было поздно — Остапа несло. «Вэджайна!» — показывала педагог на «Черный ирис» детям. «Бугагашечки, вэждайна», — хихикали восьмиклассники. И рассказали родителям. «Вэджайна?» — удивилась администрация школы. И учительницу попросили собрать вещи. Формальным поводом для увольнения стало нарушение внутренней инструкции школы по объяснению вопросов репродуктивного здоровья. Вопросом: где репродуктивное здоровье, а где искусство, никто в администрации не озадачился. Кроме прессы. Благодаря которой мы и узнали про весь этот цирк.

Очевидно, учительницу сгубил уже сам выбор темы урока. Рассказать про творчество О’Киф без анатомических терминов и фрейдистских толкований действительно не просто. Есть мнение, что впервые эти толкования в 1920-х годах предложил ее муж Альфред Стиглиц — знаменитый фотограф. Ему было не сложно. Честно говоря, стоит больших трудов истолковать «Черный ирис» (1926) и подобные работы без фрейдистского подтекста.

Но сама Джорджия О’Киф анатомическим объяснениям противилась, фрейдизм в своем искусстве отрицала. Отказывалась от таких трактовок даже в 1970-х, когда феминистки назвали О’Киф разработчицей «феминистской иконографии».

Отрицать или не отрицать — дело хозяйское. Но каждый может посмотреть работы. И тогда сложно отделаться от мысли, что со стороны художницы отрицание фрейдистских трактовок было жеманством, игрой или даже вопросом безопасности. Все-таки двадцатые годы в Штатах — это далеко не самые травоядные времена. На дворе еще расцвет расовой сегрегации, борьба с «красной угрозой» (в некоторых штатах даже принят запрет красных флагов), а деятельность феминисток воспринимается большей частью общества в штыки. Так что таким кадрированием черных ирисов вполне можно было запросто испортить себе жизнь.

Но времена изменились. Феминизм гордо шагает по странам Запада. А картина Джорджии О’Киф возглавляет рейтинг самых дорогих картин женщин-художниц. 20 ноября 2014 года на торгах Sotheby’s ее полотно «Дурман / Белый цветок № 1» было продано за $44,4 миллиона. Результат исключительный, но в целом — да, картины с цветами на аукционах стоят порядка $4–10 млн, картины же с цветами больших размеров могут быть и намного дороже. Пейзажи гораздо доступнее — порядка $300 000. Интересные рисунки О’Киф встречаются редко. Обычная цена $35 000–150 000. Но если это большие пастели с цветами, то цена за рисунок может достигать $1 000 000–2 000 000. В целом творчество изобретательницы «феминистской иконографии» сегодня популярно как никогда. И не только среди высоколобых искусствоведов, но и в народном Интернете. В частности, одними из популярных онлайн-тестов являются «угадайки» типа «Догадайся: анатомия или Джоржия О’Киф?».

Нашей же героине-учительнице остается пожелать чего-нибудь хорошего. Беречь себя, держаться подальше от трактовок творчества Марка Куинна и Джоанн Митчелл, с осторожностью и избирательно подходить к описанию творчества Энди Уорхола. Еще научиться пользоваться эвфемизмами, не портить себе трудовую книжку по пустякам и по-другому распорядиться 15 минутами славы, которые отводит людям судьба.

Источники: washingtonpost.com, hyperallergic.com

Еще по теме на AI:
Топ-10 самых дорогих работ женщин-художниц,
20 самых успешных художниц по аукционному обороту.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160504_okeefe.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160504_okeefe.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».