Возможно, найдена утерянная скульптура Иоанна Крестителя работы Микеланджело
Мраморную статую юного Иоанна Крестителя из часовни в испанском городе Убеда итальянский профессор отождествил с утерянной скульптурой Микеланджело, упомянутой в трудах его биографов. У ученого есть ряд доводов в пользу этой версии
Во Флоренции состоялась пресс-конференция, посвященная окончанию сложнейшей реставрации мраморной статуи молодого Иоанна Крестителя из Часовни Спасителя в испанском городе Убеда (Андалусия). Профессор Франческо Кальоти (Francesco Caglioti) из Неаполитанского университета имени Фридриха II привел ряд доводов в пользу того, что эта скульптура является утерянной работой Микеланджело, упомянутой в трудах его биографов.
О скульптуре «Молодой Иоанн Креститель» работы Микеланджело, также называемой San Giovannino, известно, что выполнена она была в 1495–1496 годах по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. После изгнания семьи Медичи из Флоренции статуя Иоанна, по официальной версии, была утеряна. Целый ряд статуй в разное время искусствоведы пытались отождествить с тем самым San Giovannino, однако всеобщего признания не достигла ни одна из них. Но это, возможно, скоро изменится.
Скульптура юного Иоанна Крестителя украшала Часовню Спасителя в Убеде с незапамятных времен. В 1930 году испанский историк Мануэль Гомес Морено (Manuel Gómez Moreno) впервые попытался атрибутировать работу Микеланджело, однако ученое сообщество его не поддержало. В 1936 году в Испании началась Гражданская война, республиканцы разорили Часовню Спасителя, статуя Иоанна была разбита. По одному свидетельству, головой статуи играли в футбол, отчего на ней до сих пор остались вмятины. 14 уцелевших фрагментов скульптуры в 1994 году привезли во флорентийский консервационный институт Opificio delle Pietre Dure (буквально переводится как Мастерская полудрагоценных камней), где почти 20 лет ее реставрировали. Недостающие фрагменты статуи (почти 60%) были выполнены из специального легкого материала на основе пластика; они были прикреплены к оригинальным фрагментам магнитами с тем, чтобы убрать добавления в случае, если найдутся недостающие части.
Восстановленную статую Иоанна профессор Кальоти нашел стилистически близкой скульптуре «Бахуса» работы Микеланджело (Национальный музей Барджелло, Флоренция) и фигуре маленького Иоанна на неоконченной картине «Манчестерская Мадонна» (Национальная галерея, Лондон), приписываемой Микеланджело большинством ученых.
Кальоти также установил, каким образом скульптура могла попасть из Флоренции в Убеду. Статуя, изготовленная для Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, была впоследствии унаследована Козимо I Медичи, великим герцогом Тосканы. В 1537 Козимо заключил политический альянс с императором Священной Римской империи Карлом V, а также его могущественным секретарем Франсиско де лос Кобосом и Молина – уроженцем Андалусии. Во флорентийском архиве профессор Кальоти нашел письмо Козимо от лета 1537, в котором говорится о «статуе», посланной в Андалусию в качестве подарка Франсиско де лос Кобосу. Секретарь Карла V скончался в 1547 и был похоронен как раз в Часовне Спасителя в Убеде (часовня была им построена в качестве родовой усыпальницы). Скульптура Иоанна Крестителя находилась в нише недалеко от места захоронения Кобоса.
Доводы Кальоти убедили некоторых экспертов, но остались и несогласные. К примеру, составитель каталога-резоне Микеланджело Франк Цольнер (Frank Zöllner) на основании присланных ему фотографий не нашел статую близкой стилистически к другим работам мастера. Кроме того, его смутил тот факт, что в своем письме Козимо не назвал автора посылаемой статуи, и это при том, что имя Микеланджело в ту пору гремело на всю Европу. Вместе с тем, Цольнер нашел доводы Кальоти очень интересными.
Источники: nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130702_possible_michelangelo.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130702_possible_michelangelo.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.