История «Ренуара с блошиного рынка» приняла неожиданный оборот
Кому достанется пейзаж Ренуара — музею, из которого он был украден в 1951 году, или бывшей учительнице физкультуры, якобы купившей картину за 7 долларов на блошином рынке? Говорим «якобы», потому что вся история с «блошинкой», скорее всего, выдумка
Одна из сенсационных историй прошлой осени — о находке на блошином рынке картины Пьера-Огюста Ренуара «Пейзаж берега Сены» — приняла неожиданный оборот. Напомним вкратце сюжет. Некая американка в июле 2012 года принесла на экспертизу в аукционный дом Potomack Company небольшой пейзаж в золоченой раме. Эксперты ахнули: «Ренуар!». На картине имелась табличка с именем мастера, на обороте — ярлык парижской галереи Bernheim-Jeune. Именно в этой галерее в 1926 году работу Ренуара купил американец Герберт Мэй, муж известной собирательницы и меценатки из Мэриленда Сади А. Мэй. Картина нашлась в каталоге-резоне художника. Все были счастливы, а больше всех, конечно, загадочная владелица, представлявшаяся как «девушка с Ренуаром» («Renoir Girl»). По ее легенде, она приобрела эту картину в 2009 году на блошином рынке за 7 долларов. Вот так удача! Несколько лет после покупки пейзаж пылился у нее без дела где-то в гараже или на кухне. А потом мудрая мама посоветовала дочери отнести его на экспертизу. И тут началось. Неясно было только, каким образом произведение Ренуара попало из коллекции Герберта и Сади Мэй на блошиный рынок. Как бы там ни было, но «Пейзаж берега Сены» не нашли в базе краденого искусства Art Loss Register, поэтому с чистой совестью выставили на аукцион Potomack Company 29 сентября 2012 года с эстимейтом 75–100 тысяч долларов. Такова завязка истории.
Дальше все стало еще интересней. Буквально накануне торгов стало известно, что работа эта в 1951 году была украдена из Балтиморского музея искусств. Оказалось, что Сади Мэй предоставила работу в аренду этому музею в 1937 году. Но в ноябре 1951 года картина была из музея похищена. Сохранился даже полицейский отчет о факте кражи. Естественно, работу сняли с торгов и конфисковали у любительницы прогулок по блошиным рынкам.
Но «девушка с Ренуаром» была явно не промах, она написала письмо в ФБР с требованием признать ее владелицей пейзажа. По ее словам, она понятия не имела о том, чья это работа, ведь она совсем далека от искусства. Чтобы бороться за своего Ренуара ей пришлось раскрыть свое инкогнито. Настоящее имя «девушки с Ренуаром» Марта Фукуа (Martha Fuqua) — 51-летняя бывшая учительница физкультуры, ныне руководящая собственной автошколой в Ловетсвилле, округ Лаундаун, штат Вирджиния. С виду Марта действительно далека от искусства, но это не так. Выяснилось, что мать Марты — 84-летняя Марсия Фуке (Marcia Fouquet) — художница, создающая репродукции произведений известных художников, в том числе и Ренуара. У Марсии Фуке когда-то была художественная школа, в которой ей помогала Марта.
Следующий виток истории — телефонное интервью человека, представившегося братом Марты, Мэттом Фукуа. Мужчина рассказал The Washington Post, что знал о Ренуаре, но ни о каком блошином рынке не слышал. По его словам, эта картина хранилась в мастерской его матери последние лет 50–60. Однажды они проводили там уборку, и вдруг его сестра Марта наткнулась на эту картину и сказала, что хочет ее забрать себе. Именно так. Никакого блошиного рынка. Она нашла Ренуара в материнской мастерской. Мэтт также добавил, что сестра и мать не рассказали ему о том, что это подлинник. Однако, когда Мэтту позвонили во второй и третий раз, он уже изменил свое мнение. Теперь он подтверждал историю сестры про блошиный рынок. Он даже сказал, что первое интервью давал не он, а кто-то, выдававший себя за него.
Но и это еще не конец. Дальше с сотрудниками ФБР вышел на связь руководитель аукционного дома Quinn’s Auction Galleries в городе Фолс-Чёрч, штат Вирджиния. Он рассказал, что за несколько месяцев до того, как весь мир облетела сенсация про находку Ренуара на блошином рынке, Марта Фукуа принесла в его аукционный дом на оценку эту самую работу. Это было в начале лета 2012 года. Вот только легенда об обретении Ренуара была совсем другой: работа якобы происходила из какого-то имения. Причем женщина была уверена в том, что это подлинник. Она говорила об этом прямо и даже называла предполагаемую цену — 1 миллион долларов. Когда оценщик назвал ей сумму 20–40 тысяч долларов, она была явно разочарована. Чтобы не терять потенциального клиента, ей предложили встречу с директором. Но встреча, назначенная на середину июня, так и не состоялась — Марта не пришла и перестала отвечать на звонки. А через месяц, 17 июля, она впервые обратилась в аукционный дом Potomack Company со своей картиной «с блошиного рынка». Похоже, что у Марты Фукуа вскоре будут проблемы посерьезнее потери Ренуара.
Источники: washingtonpost.com, washingtonpost.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130418_renoir_girl.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130418_renoir_girl.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.



