Норвежский музей не хочет возвращать по реституции картину Матисса
Полотно Матисса «Женщина в голубом платье у камина» во время войны было конфисковано у галериста Поля Розенберга. Впоследствии оно попало в коллекцию норвежского музея фигуристки Сони Хени и судовладельца Нильса Унстада
Художественный Центр Henie-Onstad недалеко от Осло уже более 60 лет является счастливым обладателем картины Анри Матисса «Женщина в голубом платье у камина» («Женщина в голубом платье в желтом кресле»). Это одна из лучших работ в собрании музея, открытого в 1968 году олимпийской чемпионкой по фигурному катанию и голливудской актрисой Соней Хени и ее супругом, норвежским судовладельцем Нильсом Унстадом. Однако прошлым летом руководству музея сообщили, что на картину есть другие претенденты — наследники французского галериста еврейского происхождения Поля Розенберга.
Розенберг приобрел эту картину Матисса в 1937-м, в год ее написания. А в 1941 году около 160 работ из его парижской галереи были конфискованы немецкими солдатами. Сохранился датируемый 1942 годом список с печатью Геринга, в котором картина Матисса числится среди изъятых у Поля Розенберга. У галериста был и свой список украденных работ (сейчас этот список хранится у наследников). На основании этих источников работа была включена в базу краденых произведений искусства Art Loss Register. Именно специалисты этого ресурса напали на след картины Матисса, когда ее отправили на временную выставку в Центр Помпиду в 2012 году. Они сообщили о местоположении полотна наследникам (главная наследница — внучка Розенберга Марианна), и начались переговоры.
Однако, несмотря на исчерпывающие доказательства, руководство музея пока не спешит возвращать картину. Во-первых, по норвежским законам по прошествии 10 лет владения права собственности на предмет переходят к текущему владельцу. А картиной Матисса Центр Henie-Onstad, как было сказано, владеет уже более 60 лет. Кроме того, у музейных сотрудников другая версия провенанса работы. По музейным записям, работа до 1942 года принадлежала парижскому коллекционеру Полю Петридесу. В 1949-м она вроде бы попала в парижскую Galerie Bénézit, где ее и купил Нильс Унстад в 1949–1950 годах. Марианна Розенберг считает эту историю бытования чистым вымыслом. Музей обещает провести свое собственное расследование.
Источники: nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130411_matisse_restitution.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130411_matisse_restitution.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.