Британские культурные институции не спешат принимать в дар галерею Чарльза Саатчи
С тех пор как два года назад знаменитый дилер Чарльз Саатчи объявил о намерении передать свою коллекцию британскому народу, государственной организации, готовой принять этот щедрый дар, не нашлось
По сообщению The Telegraph, коллекция современного искусства знаменитого арт-дилера Чарльза Саатчи до сих пор не нашла нового хозяина среди британских государственных культурных организаций. Два года назад рекламный магнат и коллекционер вознамерился одарить британский народ своим собранием отборного контемпорари-арта — работами «Молодых британских художников» вроде Трейси Эмин (Tracey Emin) и братьев Джека и Диноса Чепменов (Jake and Dinos Chapman), произведениями индуса Джитиша Каллата (Jitish Kallat) и других. Всего более 200 работ, оцениваемых на сегодняшний день в 30 миллионов фунтов. При этом галерист намеревался отдать свою коллекцию абсолютно безвозмездно и даже обещал финансировать текущие расходы на ее хранение, страховку и реставрацию.
Однако спустя два года щедрый дар Саатчи до сих пор не приняла ни одна государственная культурная институция. Причины этого представляются туманными. Первым и самым очевидным претендентом на галерею Саатчи был Совет по искусствам Англии (Arts Council). Эта государственная организация, финансирующая культурные проекты, заведует крупнейшей (более 7500 работ) коллекцией британского и современного искусства. Однако переговоры с Советом по искусствам зашли в тупик. Поначалу в прессе ходили слухи, что все дело в принципе неотчуждаемости экспонатов в государственных коллекциях, которому Саатчи следовать не хотел. В его галерее испокон веков было заведено, что второстепенные работы могут и должны продаваться для того, чтобы заработать средства на покупку чего-то более стоящего. Тот же принцип он хотел перенести и в его национализированную галерею, присовокупив к ядру коллекции из 200 работ еще какое-то количество такого расходного художественного материала.
Но дело, как сейчас утверждается в статье The Telegraph, было даже не в этом, а в том, что Совет по искусствам Англии не захотел брать коллекцию в дар полностью, а решил выбрать из нее то, что им хочется. Такое отношение к его бесценному собранию, ясное дело, показалось дилеру несколько неуважительным. Так галерея лишилась своего первого потенциального претендента.
Вторым была Государственная художественная коллекция (Government Art Collection). Эта организация обеспечивает произведениями искусства государственные учреждения Британии и английские посольства по всему миру, а также проводит выставки в ряде музеев и галерей. Однако по непонятным причинам переговоры с Government Art Collection не были доведены до конца.
Третьим отказавшимся от собрания Саатчи институтом стала знаменитая галерея Тейт. Дилер считал этот крупнейший национальный музей идеальным домом для своих работ после своего ухода на пенсию. Но и здесь меценат потерпел неудачу. Директор Тейт Николас Серота (Nicholas Serota) отверг предложение Саатчи. Как заявляют представители галереи, Серота получил от Саатчи список предложенных работ, но не стал их принимать, т. к. тогда еще дилер вел переговоры с другими претендентами на его коллекцию. Может,доля правды и есть в этом утверждении, но скорее тут дело в довольно изменчивых отношениях между двумя героями британского арт-сообщества. Известно, например, что Саатчи даже назвал как-то организуемую Тейт премию «псевдо-провокационной устаревшей показухой».
Что уж тут скажешь? Можно понять, почему Чарльз Саатчи говорит, что «страшно разочарован» тем, что его подарок до сих пор не приняли. Говорят, что ряд иностранных организаций уже делали ему предложения о выкупе коллекции, однако он по-прежнему все-таки намерен подарить ее Британии.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120821_charles_saatchi.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120821_charles_saatchi.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.