Герхард Рихтер: новый властитель рынка?
О причинах неожиданного взлета цен на работы художника — в статье журнала Art+Auction
До недавнего времени не было никаких признаков того, что за прошедший год Герхард Рихтер (Gerhard Richter) станет самым продаваемым ныне живущим художником в мире. Рихтер давно был прославлен, выставлялся в лучших музеях и галереях мира, в 1972 году представлял ФРГ на Венецианской биеннале, однако цены на его работы, в особенности на многоцветные абстракции, росли черепашьими темпами.
И вот в прошлом ноябре на нью-йоркских торгах Sotheby's, стринг из 8 работ Рихтера разного размера из частного собрания неожиданно принес 74 280 000 долларов (при эстимейте 27–36,7 миллиона), а пурпурная работа «Абстрактная картина» 1997 года принесла рекордные 20 802 500 долларов (эстимейт 9–12 миллионов). Скорость роста цен на работы немецкого автора стала захватывать дух: предыдущий рекорд был установлен лишь месяцем ранее, когда фотореалистическое полотно из серии «Свеча» принесло несколько меньше — 10 457 250 фунтов (16,4 миллиона долларов). Автором нового рекорда стала вдова миллиардера ливанского происхождения Эдмонда Сафры (Edmond Safra) Лили (Lily Safra), которая в память о муже подарила купленную картину израильскому музею. Продавцы работы, лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сурсок (Marc and Victoria Sursock), приобрели ее в 1998 году в галерее Энтони Д'Оффея (Anthony d'Offay), когда крупные абстракции немецкого художника не продавались дороже 500 тысяч долларов.
По словам давнего дилера Рихтера Мэриан Гудман (Marian Goodman), в 1985 году, когда ее галерея провела первую персональную выставку Рихтера в Нью-Йорке, его абстрактные работы можно было приобрести по 25 тысяч долларов, а картины со свечами и того дешевле — тысяч по пять.
На то, что Рихтер неожиданно из любимца знатоков превратился в нового главу и лидера рынка контемпорари, повлиял ряд обстоятельств, среди которых кончины Лусиена Фрейда (Lucian Freud) и Сая Туомбли (Cy Twombly): рынок нуждался в новом лидере, тем более что работы Рихтера еще и весьма декоративны — а, как подчеркивает глава отдела современного искусства в компании Sotheby's Тобиас Майер (Tobias Mayer), сегодня покупатели хотят красивого современного искусства. Так что Рихтер идеально удовлетворяет двум требованиям рынка к современным работам: эстетичности и качеству. Майер полагает, что потенциал Рихтера сравним с потенциалом лидеров рынка и рекордсменов Бэкона (Bacon) и Ротко (Rothko), и даже говорил об этой параллели посетителям предаукционного показа осенью 2011 года буквально следующее: «Представьте, что вы в зале, полном картин Марка Ротко в 1982 году, ведь их потенциал именно таков». Хотя сам мастер знаменитого абстрактного экспрессиониста русского происхождения не слишком любит: ему ближе Барнетт Ньюман (Barnett Newman) и Роберт Райман (Robert Ryman).
Среди работ, которые показали себя очень хорошо на Sotheby's в прошлом ноябре, была картина «Гудрун» (1987): купленная в июне 2001-го на том же Sotheby's за 501 276 фунтов (709 350 долларов) картина в ноябре 2011-го ушла за 18 002 500 долларов (эстимейт 5,5–7,5 миллиона долларов). Еще одна успешная работа тех ноябрьских торгов — «Абстрактная картина» 1992 года, заработавшая 14 082 500 долларов (эстимейт 5,5–7,5 миллиона). В прошлый раз эта работа на торгах все той же компании в мае 2005-го принесла лишь 1 248 000 долларов.
Следует ли нам ждать от Рихтера новых рекордов? Безусловно, ведь он невероятно плодовит. Он начал создавать свои абстракции в 1960-х, вскоре после переезда из Дрездена, где он работал декоратором, создавая панно в духе социалистического реализма, в Дюссельдорф. Здесь он учился в престижной Дюссельдорфской академии искусства, где подружился и выставлялся совместно с Блинки Палермо (Blinky Palermo), Зигмаром Польке (Sigmar Polke) и Конрадом Люэгом (Konrad Lueg), более известным поздее как дилер Конрад Фишер (Konrad Fischer). Зигмар Польке и Рихтер основали недолго просуществовавшее направление «капиталистический реализм», исследовавшее парадоксы консюмеризма, и в 1963 году показали свои работы на выставке вместе с Люэгом и Вольфом Фостеллом (Wolf Vostell). Польке и Рихтер дружили вплоть до смерти первого в 2010 году.
Производительность Герхарда Рихтера росла долгие годы в геометрической прогрессии: в 1960-х он создал около 28 абстрактных картин, в 1970-х уже 151, в 1980-х — 201 за первую половину десятилетия и 344 за вторую половину. Студия Рихтера находится в Кёльне, где он живет в 1983 года. Он пишет свои многочисленные картины сам, а ассистенты помогают ему лишь с техническими вопросами вроде смешивания красок.
Ранее славу и признание Рихтеру принесли картины в жанре фотореализма, такие как «Эскадрон “Мустангов”» 1964 года и «Эма (Обнаженная на лестнице)» 1966 года. Однако в ноябре 2011 года на Christie's стало очевидно, что предпочтения рынка окончательно склонились в сторону абстракции: работа 1965 года «Фрау Нипенберг» в жанре фотореализма не нашла покупателя при эстимейте 7–10 миллионов долларов (даже несмотря на участие в выставке Рихтера в Лондонской Национальной портретной галерее в 2009 году). Абстракции затмили славу фигуративных работ Рихтера, а он словно предвосхитил это, когда в 1980-х стал использовать фотореалистические полотна, которыми был недоволен, в качестве основы для новых абстрактных работ. Подобных картин, на которых рентген может обнаружить ранее созданную фигуративную работу, довольно много, одна из них есть и в коллекции MoMA.
Скачок цен на творчество Рихтера совпал с его крупной ретроспективой, которая в начале октября была показана в Тейт Модерн, в феврале посетила Берлинскую Новую Национальную галерею, а на этой неделе откроется в парижском Центре Помпиду. Экспозиция, которая откроется для публики в ближайшую среду, заняла весь огромный 6-й этаж Центра. В 10 залах представлены около 141 картины — от геометрических абстракций 1960-х до цифровой графики 2011 года. Париж даст возможность Рихтеру, чей аукционный оборот в 2011 году составил 200 миллионов долларов, развернуться в подобающих его величию масштабах: эта выставка — крупнейшая для мастера за все его творчество, ведь к работам, показанным ранее в Лондоне и Берлине, присоединились произведения из французских собраний.
Скачок цен на фоне крупных выставок для Рихтера наблюдается уже не в первый раз. В мае 2002 года прошла крупномасштабная выставка художника в музее MoMA, одновременно с которой фотореалистическая картина «Три свечи» 1982 года принесла рекордные 5 395 750 долларов на торгах Sotheby's в Нью-Йорке, а работа «180 цветов» —3 969 500 долларов. Christie’s тогда тоже извлек пользу из выставки Рихтера: маленькая «Абстрактная картина» 1987 года была продана за 1 329 500 долларов.
Помимо проведения юбилейных торжеств и бешеной популярности на торгах, этот год запомнится любителям творчества Рихтера публикацией нового каталога-резоне его работ в пяти томах под редакцией Дитмара Эльгера (Dietmar Elger), директора Архива Герхарда Рихтера в Дрездене. Этот каталог необходим, так как предыдущий каталог в трех томах описывал творчество Рихтера лишь с 1962 по 1993 год. Недавно вышел юбилейный документальный фильм «Герхард Рихтер за работой», так что торги Christie's 8 мая, когда был установлен очередной рекорд, прошли на вполне благоприятном фоне.
Однако не все дилеры буквально воспринимают происходящее: и галеристы Рихтера, и он сам склонны считать аукционные цены «безумными», а рекордную подборку ноябрьских торгов Sotheby's — наспех собранным спекулятивным манком.
В любом случае спекуляции при таком мощном росте цен неизбежны: нечто подобное произошло на лондонских торгах Sotheby's в феврале, когда «Абстрактная картина» 1995 года принесла 959 650 фунтов (1,5 миллиона долларов). Продававший работу дилер не скрывал, что приобрел ее 2 месяцами ранее на ярмарке «АртБазель» в Майами за 750 тысяч.
Волна моды на Рихтера и ценовая волна пошли и набирают обороты, и остановить их в ближайшее время уже не удастся: в феврале и в мае этого года за Рихтера боролись очень активно. Впрочем, у настоящих ценителей искусства (именно искусства, ведь им придется доказывать, что они не инвесторы и не спекулянты), есть возможность приобрести работы Рихтера в галерее его верного дилера Мэриан Гудман по совершенно другим ценам. Гудман и Рихтер вместе устанавливают цены, сильно отличающиеся от аукционных, однако дилеру приходится тщательно выбирать клиентов, которые хотя бы отдаленно способны оценить творчество Рихтера как, по выражению Гудман, «нравственный акт», а не видеть в его результате прямоугольный предмет, стоящий больших денег.
Источник: artinfo.com, artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120605_richter.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120605_richter.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.