Art Investment

Громада китайского рынка

Financial Times разбирается в том, что происходит на аукционах Поднебесной и соответствуют ли колоссальные цифры их роста и прибыли действительности

В 2011 году великолепный нефритовый трон эпохи династии Хань был продан на аукционе в Пекине за 220 миллионов юаней (34,9 миллиона долларов). Эта продажа хотя и не стала рекордом, но была важной для китайского рынка, поскольку окончательно вроде бы подтвердила тот факт, что китайский рынок превзошел по размерам рынки США и Великобритании и стал крупнейшим в мире в сегменте искусства. По данным французского ресурса Artprice, доля китайского рынка по отношению к общемировому составляет 41,4 процента, по данным других экспертов — 30 процентов. В любом случае все исследователи отводят Китаю место лидера.

На поверхности все красиво и гладко, однако с продажей нефритового трона возникли две проблемы. Во-первых, он оказался подделкой, а во-вторых, покупатель так и не оплатил покупку. Подобные примеры (и подделки, и неуплата) очень распространены на рынке Китая — до такой степени, что ставят под сомнение цифры его удивительного роста. Весь мировой арт-рынок — это зачастую темная лошадка, плохо регулируемый механизм с большим числом непрозрачных сделок, однако адекватно оценить объем китайского сегмента особенно трудно.

С этим соглашаются и сами китайцы. В материковом Китае сейчас насчитывается около 300 аукционных домов, торгующих произведениями искусства. Бурный рост рынка произошел лишь 15 лет назад, до этого, вплоть до начала 1990-х годов, когда открылись первые китайские аукционы искусства, местные власти были настроены весьма негативно по отношению к этой форме «капиталистической торговли». К 1996 году китайское правительство приняло закон, оформляющий их юридический статус, и тогда обороты арт-рынка Китая составляли уже 300 миллионов юаней (36 миллионов долларов).

Однако это были цветочки. Ягодки последовали позже, в 2010 году министерство культуры оценило объем своего арт-рынка уже в 573 миллиарда юаней (91 миллиард долларов), а в 2011-м — в 975 миллиардов юаней (154,2 миллиарда долларов). Впрочем, данные Китайской ассоциации аукционистов несколько иные: по данным этой организации, в 2011 году объем рынка составил 576 миллиардов юаней (88,1 миллиарда долларов); к тому же ассоциация выразила серьезную обеспокоенность происходящим на рынке. Исследовав 250 аукционных домов по всей стране, ассоциация пришла к выводу, что из покупок дороже 10 миллионов юаней, сделанных осенью 2010 года, 40 процентов так до апреля следующего года и не были оплачены. Другими словами, почти половина заявленных финальных цен оказалась «липой». В данных ассоциации за 2011 год не учитывались эти «ненастоящие» продажи — отсюда такая огромная разница с официальными данными министерства.

Одним из громких недавних случаев неплатежей стал случай, произошедший в 2009 году на распродаже коллекции Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) в Париже, когда две бронзовые скульптуры в виде голов животных были проданы более чем за 30 миллионов евро, однако так и не были оплачены. За этим последовало много шума: китайцы заявили, что скульптуры краденые и должны быть возвращены в страну безвозмездно, а покупатель назвал свой отказ расплатиться намеренным саботажем торгов по патриотическим мотивам.

Еще один недавний случай произошел на торгах Bainbridges в Англии, когда китайская ваза установила рекорд стоимости: она была продана за 51,6 миллиона фунтов, однако тоже так и не была оплачена. Обычно о невыплатах публике не сообщают, и судить о том, насколько они распространены, можно по тому, что некоторые западные аукционные дома в Гонконге теперь требуют внушительный депозит за право бороться за дорогостоящие лоты.

Впрочем, несмотря на это, все же не подлежит сомнению тот факт, что за последние годы рост китайского рынка действительно огромен. Растущее богатство китайских коллекционеров соединилось с проблемами на других рынках, таких как рынок недвижимости, и инвестиции в искусство возросли. Взлет продаж произведений искусства начался в Китае после того, как в 2009–2010 годах правительство стало вводить жесткие меры, чтобы остудить «перегревшийся» рынок недвижимости.

Наплыв подделок переориентировал большой спрос китайского рынка на предметы из за границы с хорошим провенансом. Почти 40 процентов самых дорогих лотов на китайском арт-рынке в прошлом году были привезены из-за рубежа и проданы на торгах китайских компаний — иностранным компаниям, к их великому разочарованию, до сих пор не разрешается работать на территории материкового Китая. Этот факт делает Гонконг таким оживленным, ведь все крупнейшие иностранные аукционы сосредоточены именно здесь.

Что касается китайских компаний, то 4 крупнейшие из них — Poly International, China guardian, Beijing Hanhai и Beijing Council — также входят и в десятку крупнейших мировых аукционов по обороту.

Ожидается, что в ближайшее время рост китайского рынка прекратится, так как его проблемы приведут к контролю со стороны китайского правительства. Впрочем, уже сейчас китайская арт-лихорадка ослабевает: прошлой осенью торги в Гонконге не были настолько сильными, как ожидалось, а в апреле этого года гонконгские торги Sotheby's принесли 244 миллиона долларов — тогда как в прошлом апреле прибыль составила 447 миллионов. 26–30 мая пройдут торги Christie's, которые окончательно помогут понять, куда все-таки движется махина китайского арт-рынка.

Источник: ft.com artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120523_chinese_market.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120523_chinese_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».