О будущем арт-рынка рассуждают эксперты. Часть II
Директор ярмарки Art Stage Singapore Лоренцо Рудольф, частный арт-консультант Мэри Хёвелер, доцент Амстердамского свободного университета Роман Краусл и соучредитель Artvest Partners Джефф Рабин делятся своим мнением о положении арт-рынка
Это вторая из четырех частей статьи в журнале Art+Auction (с первой можно ознакомиться здесь), в которой ведущие эксперты арт-рынка делятся своим мнением о положении отрасли. На этот раз были опрошены директор ярмарки Art Stage Singapore Лоренцо Рудольф (Lorenzo Rudolf), частный арт-консультант Мэри Хёвелер (Mary Hoeveler), доцент Амстердамского свободного университета Роман Краусль (Roman Kraeussl) и соучредитель компании Artvest Partners Джефф Рабин (Jeff Rabin).
Роман Краусль: Данные не врут
Я бы сказал, что за последние несколько лет арт-рынок испытал небольшую коррекцию. Около 2009 года он пережил 12-месячный спад. Но это не был затяжной кризис лет на пять или больше, как было после прокола японского рыночного пузыря в 1991-м. Сегодня мы остаемся на плаву за счет большей глобализации рынков. Но возможный спад в экономике Китая представляет для нас реальную опасность, поскольку от арт-рынка Поднебесной сейчас зависят многие другие рынки в области продаж как топ-лотов, так и работ среднего уровня.
Однако я не вижу признаков подобного спада в числовых данных. Благосостояние китайцев нарастает быстрее, чем у россиян и американцев вместе взятых. По всей Азии, но в особенности в Китае, количество богатых предпринимателей продолжает расти и объемы их сбережений тоже увеличиваются. Все больше средств они пускают на так называемые активы «для души»: произведения искусства, вина, ювелирные изделия, часы и автомобили.
Высказывались опасения, будто рыночный пузырь снова растет, но я так не думаю. Средний сегмент рынка (произведения в ценовом диапазоне от 50 тысяч до 1 миллиона долларов), возможно, несколько пострадает в ближайшие два аукционных сезона. Однако произведения топ-класса не потеряют в цене. В 2008-м я предсказывал, что Индия испытает арт-бум аналогичный китайскому. Однако я до конца не осознавал, насколько сильно на индийский арт-рынок влияют западные спекулянты. В этом у Китая есть преимущество: они выкупают свое собственное искусство. И это не мимолетная причуда — они продолжат это делать еще долгое время.
Лоренцо Рудольф: Строим новые мосты
Рынок искусства уже не ограничивается двумя или тремя всемирными центрами притяжения. Китай можно назвать локомотивом рынка, но интересное искусство есть сейчас в каждой стране. Посмотрите на Вьетнам, на Камбоджу — это тот же Китай 15 лет назад. А через 10 лет интереснейшей для наблюдения площадкой будет Бирма.
За последние шесть месяцев по меньшей мере две дюжины коллекционеров и кураторов попросили меня дать им контакты художников из Индонезии. Я уверен, что в обозримом будущем какие-нибудь солидные западные галереи возьмутся устраивать выставки индонезийских художников.
Главным отличием Индонезии от более развитых рынков Китая и Индии является не уровень предлагаемых произведений, а уровень развития инфраструктуры — галерейной и музейной сети. И это развитие идет в разных направлениях. Мы видим, как некоторые азиатские галереи открывают новые филиалы: ShangART и Tomio Koyama, например, собираются открыть подразделения в Сингапуре. Там же в будущем году откроется национальная галерея. Сингапурское правительство поощряет коллекционеров к открытию частных музеев.
Индонезийская площадка пока находится на задворках мирового арт-рынка, чего нельзя сказать о самом быстрорастущем рынке — китайском. Может быть, он растет и не так быстро, как мы предполагаем, но потенциал у него огромен. Китайские, да и все почти азиатские коллекционеры придерживаются одной траектории: сначала они покупают местное искусство, потом переходят на западное. Вот почему важно навести мосты между этими площадками, призвать китайцев покупать японское искусство, индийцев — индонезийское, и так далее.
Мэри Хёвелер: За пределами очевидного
Дела идут своим чередом — по крайней мере мне так кажется. 2009 год был, на удивление, успешным для нас. Мы сумели купить кое-что из того, что в другое время просто не выбрали бы или не смогли бы себе позволить. То же было и в начале 2010-го. А теперь рынок снова набирает темп, и нам приходится быть осторожней — особенно в условиях, когда на Уолл-Стрит не все спокойно, а на арт-рынок приходят откровенные спекулянты.
Есть те сферы деятельности, где нужно держать ухо востро: у художника могут случиться его «15 минут славы», которые ничего общего не будут иметь с долгосрочным успехом его работ. Однако эти всплески не должны отпугивать покупателей, нужно просто иметь их в виду.
Некоторые коллекционеры делают покупки, исходя из динамики рынка; они берут работы только тех художников, кто нынче в моде. Мы сознательно стараемся покупать, невзирая на эту динамику, но иногда наши интересы частично совпадают с модными трендами. Правда в том, что рынок усредняет весь мир искусства. Он сильно сужает его, особенно если вы вращаетесь только в небольшом мире аукционов, куда в каждом сезоне приходит только 20–30 новых имен. Иногда на открытых торгах удается заключить выгодную сделку, но чаще всего вам все равно придется переплачивать.
Гораздо интересней узнать и открыть что-то самому. Для этого достаточно просто выйти за зону действия этого радара всеобщего внимания и найти что-то не заезженное. Мои клиенты хотят работы с финансовой перспективой. Они хотят понимать, почему и за что они платят, быть уверенными, что эта работа согласуется с остальными произведениями художника, знать, почему иногда стоит заплатить больше. Это не мышление инвестора, но ход мыслей финансово благоразумного покупателя; после кризиса 2008 года мы чаще имеем дело с последней разновидностью мышления. Все сегодня хотят получать больше информации.
Джефф Рабин: Класс инвестиций
В недалеком прошлом люди еще громко спорили о том, является ли искусство родом активов или это всего лишь дело личного вкуса и эстетического наслаждения. И только в последние пять лет спорщики решили, что искусство может быть и тем и другим одновременно. Эта перемена в отношении к искусству произошла в связи с колоссальным ростом благосостояния в общемировом масштабе в последние 15 лет. В результате больше людей, чем когда-либо, захотели вкладывать средства в материальные активы — их, безусловно, стало больше в Америке; но и в Азии, и в Европе материальные активы всегда рассматривались как способ сохранения капиталов. Инвестиционный потенциал искусства, без сомнения, продолжит расти.
Самым активно обсуждаемым инструментом инвестиций в искусство сейчас стали художественные фонды; мы видим, что их число неуклонно растет, и это продолжится и в будущем. Основываясь на наших данных и подсчетах, отрасль фондов, инвестирующих в искусство, сейчас достигает объема около 1 миллиарда долларов, причем азиатские фонды ответственны примерно за треть этой суммы. Это гораздо больше, чем пять лет назад. Мне кажется, что к подобного рода инвестициям людей привлекает прозрачность существующих фондов и хороший уровень их организации — их временные рамки, методика улаживания конфликтов, система привилегий, структура взносов и штат консультантов, работающих в каждом конкретном фонде. В оценке того или иного фонда важно понимать, каким образом он определяет объем взносов. Проводит ли он переоценку активов на основании текущего уровня цен, или активы хранятся в фонде по цене их первоначальной покупки?
Художественные фонды имеют мало общего с частными инвестиционными компаниями, которые обычно представляют собой группу лиц, объединивших свои ресурсы для вложения их в искусство или другие активы. Частных инвестиционных компаний сейчас тоже больше, чем раньше, но поскольку сведений о них в открытом доступе нет, то оценить объем вращающихся там средств довольно сложно.
— Джефф Рабин, вместе с Майклом Пламмером учредил консультационную
фирму Artvest Partners, которая дает советы арт-инвесторам. Оба раньше работали в
финансовых службах Christie’s
Источники: artinfo.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120315_experts_part_two.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120315_experts_part_two.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.