Art Investment

Страх улучшает восприятие абстрактного искусства

К такому выводу пришли ученые, проводившие опыты на студентах

Вас приводят в замешательство работы Пикассо? Смущают работы Поллока? Вы чувствуете, что упускаете нечто важное, когда ваши друзья вовсю обсуждают глубокое впечатление, производимое на них абстрактным искусством? Что ж, вы можете почитать историю искусства, чтобы лучше понимать, на что вы смотрите. А можно просто перед посещением галереи посмотреть в темной-темной комнате хороший ужастик.

В недавно опубликованном исследовании утверждается, что зрителя больше трогает и впечатляет абстрактная живопись, если перед этим его хорошенько напугать. Это предполагает, что очарование искусства является «побочным продуктом чьей-либо склонности к тревоге от таких окружающих факторов, как новизна, двусмысленность и нереальность», — считает автор исследования Кендалл Эскин (Kendall Eskine), психолог Университета Лойолы в Новом Орлеане.

«Художники, возможно, пользуются этим естественным свойством человеческой природы, когда от их работ захватывает дух», — пишут ученые в журнале Emotion. На это исследование их вдохновил философ XVIII века Эдмунд Бёрк (Edmund Burke), который утверждал в своих трудах, что между страхом и нашим восприятием возвышенного существует прочная связь. Чтобы проверить этот тезис, ученые провели эксперимент с участием 85 студентов Бруклинского колледжа.

Участников в произвольном порядке вводили в четыре состояния: страха (показывая небольшое пугающее видео); счастья (демонстрируя приятное видео); высокой физической активности (студенты выполняли по 30 упражнений с прыжками); невысокой физической активности (по 15 упражнений). Кроме того, была контрольная группа, члены которой не подвергались ни одному из этих воздействий.

После всем студентам показывали четыре абстрактных геометрических полотна Эля Лисицкого. Каждую картину участники эксперимента видели на экране в течение 30 секунд: за это время им нужно было оценить по пятибалльной шкале, насколько «вдохновляющими», «возбуждающими» и «впечатляющими» показались им эти работы.

«Были выбраны эти критерии оценки, поскольку Бёрк считал их компонентами восприятия прекрасного», — пишут исследователи. Рейтинги участников по четырем картинам в каждом из состояний объединялись в единый «показатель восприятия прекрасного».

Страх был единственным фактором, значительно повлиявшим на возвышенные чувства студентов. После просмотра будоражащего видео рейтинги восприятия прекрасного были значительно выше, чем в прочих состояниях, показатели по которым мало чем отличались друг от друга.

Это вполне объяснимо с точки зрения процессов эволюции. «Страх, по своей сути, это эмоциональный механизм, обостряющий наш инстинкт самосохранения, он побуждает нас защищаться, убегать или цепенеть [пытаясь спрятаться] при попадании в пугающую ситуацию. Страх завладевает нашим вниманием, меняет текущие планы, повышает бдительность», — пишут Эскин и его коллеги Натали Кациник (Natalie Kacinik) и Джесс Принц (Jesse Prinz).

Подобная динамика согласуется с описанием восприятия прекрасного у Бёрка: философ называл этот процесс «таким состоянием души, в котором все ее движения временно приостанавливаются».

«Произведение искусства способно завладеть нашим интересом и вниманием, вырвать нас из будничного течения жизни, потому что оно, возможно, способно пробудить наш врожденный инстинкт борьбы с опасностью», — делают заключение психологи.

Результаты эксперимента подтверждают эту теорию, однако необходимо уточнить, что наша реакция на искусство зависит от сочетания факторов. Ученые подчеркивают, что особые культурные предпосылки и наши личные предпочтения влияют на то, какой в конечном итоге мы находим картину — скучной или захватывающей дух. Однако нечто более фундаментальное происходит с нами, когда искусство нас действительно впечатляет. При виде зловещей фигуры на темной аллее по телу пробегают мурашки; в определенных условиях то же может происходить при созерцании картины или чтении стихотворения. Так что, вероятно, лучше всего приближаться к Ротко с колотящимся сердцем.

Источники: miller-mccune.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120218_abstact_art_and_fear.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120218_abstact_art_and_fear.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе