Цифровое искусство: особенности коллекционирования и хранения
Известные любители цифрового искусства — Димитрис Даскалопулос, Анита Заблудович и Тони Подеста — расскажут о том, зачем и как собирать высокотехнологичное искусство
Веками коллекционеры искусства хорошо знали, как именно можно насладиться плодами своих дорогостоящих поисков. Приобретенные картины и скульптуры должны были украшать их шикарные дома или служебные помещения. Купить произведение искусства в большинстве случаев означало показать его. Аукционные дома даже придумали особый термин для самых привлекательных в глазах потенциальных покупателей работ: в каталогах писалось, что такая картина обладает «стенной силой» (wall power). Резкий рост стоимости произведений таких мастеров, как Энди Уорхол, во многом был обеспечен доступностью и мгновенной узнаваемостью их работ.
Однако совсем иначе дело обстоит с цифровым искусством. Радикальность новых технологий и ориентация на стихийное распространение такого искусства проповедуют абсолютно противоположные «стенной силе» художественные ценности. Виртуальная реальность и Интернет могут восхищать своей интеллектуальностью, но вряд ли сгодятся для того, чтобы произвести впечатление на гостей светского ужина. Художников, работающих в жанре цифрового искусства, увлекают возможности средств массовой информации. Большинство же коллекционеров, напротив, хотят отличаться от масс настолько решительно, насколько это возможно.
Проблема коллекционирования произведений цифрового искусства, даже работ прославленного цифрового художника Джона Джерарда (John Gerrard), покоривших публику на Международном Манчестерском фестивале и в Королевской опере, весьма серьезна. Совместные проекты Джерарда и хореографа Уэйна МакГрегора (Wayne McGregor), в которых широко используется видео HD качества, смотрятся превосходно как на больших экранах в центре города, так и на театральном заднике в роли декораций. Контекст, в котором эти работы демонстрируются, является одной из составляющих их привлекательности. Однако они весьма громоздки: как же тогда им привлечь частного коллекционера?
Можно поспорить с тем утверждением, будто бы собиратели цифрового искусства заискивают перед арт-сообществом и в целом более честолюбивы, нежели коллекционеры искусства классических жанров. Их интересуют процессы, происходящие в искусстве, и его способность раздвигать барьеры. Концептуальные прорывы, возможные благодаря техническим инновациям, увлекают этих энтузиастов гораздо больше, чем банальное желание освежить интерьер своей гостиной.
Греческий коллекционер современного искусства Димитрис Даскалопулос (Dimitris Daskalopoulos) недавно предоставил некоторые экспонаты своего собрания в аренду музею Гуггенхайма в Бильбао и лондонской галерее Whitechapel. Он сознательно отдает предпочтение широкоформатным работам, которые бросают вызов обычным методам экспонирования. На деле, у него даже нет постоянного места для представления своих работ кроме холла в офисе его афинской инвестиционной компании DAMMA Holdings, причем в этом помещении демонстрируется лишь малая толика его коллекции из примерно пятисот произведений. Даскалопулос сейчас подбирает место в Афинах, где через пару лет можно бы было открыть его коллекцию публике.
«Моя коллекция никогда не боялась своего масштаба», — рассказал Димитрис в интервью Financial Times. Коллекционеру нравится то, с каким пылом цифровые художники пытаются выразить себя в новых формах: «Они — полная противоположность коллекционерам, поскольку новые технологии всегда подрывали существующие методы мышления. Но я это приветствую. Нам нужно что-то, что нас взбодрит».
Очень многие цифровые работы создаются в формате видео, однако Даскалопулосу некоторые подобные творения навевают ощущение дежа вю. «Это, по сути, технология 50-летней давности. Я иногда немного устаю от засилья видеоарта [на ярмарках и выставках]. Это старый формат, почему мы вдруг взялись говорить о нем?»
Коллекционер добавил, что ждал «своего рода революции» по мере развития цифрового искусства, однако не увидел ничего «революционного» в работах, созданных в формате видео. «Возможно, я не был столь прилежным зрителем, как следовало, но не думаю, что за этими работами так уж много стоит».
Впрочем, для Даскалопулоса формат не играет первостепенной роли, гораздо важнее заложенное в работе чувство или идея. Это может быть выражено в скульптуре, картине или в инсталляции. Собиратель ищет работы, темы которых соответствуют его коллекции и которые могут сказать в ней новое слово.
На вопрос, не огорчает ли его «неприрученность» цифрового искусства, которым нельзя просто так насладиться дома, Даскалопулос ответил так: «Иногда, просматривая свои приобретения, я натыкаюсь на изображение обложки CD-диска с огромным ценником, а потом нахожу это видео частично выложенным в YouTube. Но я не считаю, будто это надо запретить, поскольку в конечном итоге эти работы гораздо сильнее воздействуют на зрителя, если их показывать должным образом — на большом экране в затемненном помещении».
Даскалопулос также считает, что цифровое искусство ставит целый ряд проблем перед коллекционерами: «Некоторые работы я купил через Интернет на онлайн-ярмарке, однако анонимность при этом сохранить не удалось. Кликая на что-то в Интернет-каталоге, вы оставляете свой след. Это сильно отличается от частного визита к дилеру на показ новых вещей в пустынные утренние часы».
Еще одной проблемой является длительность просмотра произведений цифрового искусства: «ни у кого нет времени на то, чтобы 40 минут стоять перед одной работой в галерее». Однако греческий коллекционер все же считает, что и малого фрагмента вполне достаточно, чтобы распознать интересную и глубокую работу.
Анита Заблудович (Anita Zabludowicz) начала собирать современное искусство вместе со своим мужем Пою в начале 1990-х и теперь демонстрирует свою коллекцию на постоянной основе в Лондоне, Нью-Йорке и Финляндии. Сейчас она захвачена идеей продвижения в самые широкие массы молодых авторов, работающих в том числе и в цифровом формате.
Анита вторит Даскалопулосу, называя цифровые технологии лишь новым инструментом, правда, таким, который заполоняет нашу жизнь. «Цифровые технологии — это часть нашей жизни, а цифровое искусство потихоньку превращается в мейнстрим, чего художники пока даже не осознают. Кое-где это даже привело к ответным действиям», — говорит Анита, имея в виду инсталляцию Таситы Дин в Турбинном зале Тейт (фильмы, снятые на старую кинопленку).
В коллекции Заблудович присутствуют работы Келли Уолкера (Kelley Walker), Эдварда Форнеля (Edward Fornieles) и Пола Пфайфера (Paul Pfeiffer) — художников, использующих такие цифровые новшества, как социальные сети и цифровая обработка фотографий. Анита считает, что молодые художники набираются опыта в обработке и редактировании.
Пока не уточненными остаются правила владения, хранения и экспонирования цифровых работ. «Недавно вместе с консультантом мы начали разрабатывать наилучшие методы работы с искусством, содержащим цифровой компонент. Конечно, это не сам CD-диск, а то, что на нем; однако диски со временем изнашиваются, и искусство нужно сохранять должным образом, чтобы всегда была возможность показать произведение в его первозданном виде». Подобные проблемы усложняют распространение цифрового искусства на вторичном рынке, что опять-таки отпугивает коллекционеров.
Тони Подеста (Tony Podesta), ведущий парламентский корреспондент в Вашингтоне, также не видит своей жизни без цифрового искусства. «Я очень хорошо помню свою первую работу. Я зашел в галерею в Сохо и с первого взгляда влюбился в произведение Джиллиан Веаринг (Gillian Wearing) из фотографий и музыки в цифровой обработке. Я понятия не имел, что с ней делать, будет она пылиться в углу или станет сокровищем моей коллекции».
Сегодня у Тони Подеста уже 300 цифровых работ, и он искренне рад тому разнообразию, которое они вносят в его коллекцию. «Когда ты покупаешь искусство, которое нужно вешать, ты не всегда знаешь, куда же его все-таки поместить, да и перевесить потом его совсем не легко. Сейчас у нас в доме 14 мониторов, и компьютерная программа позволяет проецировать на них любую из работ по нашему выбору. Если тебе вдруг захотелось увидеть определенную работу, ты просто выводишь ее на дисплей — вот так мы и живем с таким искусством», — рассказывает Подеста о своей системе экспонирования, которая хоть и обошлась дорого, но того стоит.
Возможно, самое основное качество цифрового искусства состоит как раз в том, что оно отражает эпоху технического прогресса, в которую мы живем. «Мне думается, что пигменты и краски, которыми рисуют художники сегодня, совершеннее тех, которыми рисовали живописцы эпохи Ренессанса, но это не что-то принципиально новое. А благодаря цифровому искусству ты осознаешь, что технологии не стоят на месте, они постоянно меняются и совершенствуются множеством способов», — считает Тони Подеста.
Цифровое искусство уже приобретает «стенную силу» — но это стены в домах передовых коллекционеров контемпорари-арта, и на них, как в калейдоскопе, все время меняются картинки современной жизни.
Источник: , artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120131_digital_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120131_digital_art.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.




