Art Investment

Транзит краденого искусства идет через Балканы, но сыщики не дремлют

В последнее время в балканском регионе то и дело всплывают украденные в других странах Европы произведения искусства, поэтому частные сыскные агентства и Art Loss Register решили усилить свое присутствие на Балканах

Когда две картины Пикассо, украденные с временной выставки в галерее в Пфеффиконе (Швейцария), всплыли в Белграде в прошлом октябре, сербская полиция отказалась давать какие-то комментарии о том, как удалось их обнаружить. Но газета The Art Newspaper выяснила, что ключевую роль в поиске украденных картин Пикассо «Голова лошади» (1962) и «Стакан и кувшин» (1944) сыграл бывший глава отделения искусства и древностей полиции Большого Лондона, а ныне частный сыщик Дик Эллис (Dick Ellis). Известно, что работы были застрахованы на «миллионы долларов» ганноверским музеем Шпренгеля, из которого они и попали на злополучную швейцарскую выставку.

Мистер Эллис рассказал корреспондентам The Art Newspaper, что организовал фирму «Art Management» по поиску похищенных произведений искусства с упором на деятельность именно в балканском регионе. В составе фирмы четверо сербов, среди которых есть бизнесмены и частные следователи. Европейские эксперты по розыску пропавшего искусства все чаще обращают свои взоры на Балканы и усиливают свое присутствие в этом регионе. По меньшей мере еще две частные фирмы, подобные фирме Эллиса, работают здесь, а специалисты Art Loss Register (ALR) начали кампанию, направленную против балканских преступников.

В прошлом году представители ALR побывали на Балканах около восьми раз и в октябре представили доклад в Барселоне о том, каким образом стоит искать пропавшие произведения искусства в этом сложнейшем для работы районе. Со времен развала Югославии и прошедшей войны власти балканских стран занимаются в основном поиском военных преступников и контролем над контрабандой наркотиков. Тем не менее, этот регион ныне стал важным пунктом транзита произведений искусства, украденных во Франции, Швейцарии, Австрии, Германии, Голландии, Бельгии и бывшей Чехословакии такими известными группами преступников, как «Балканские бандиты» и «Розовые пантеры». Банды в основном базируются в Сербии, но многие украденные работы всплывают в соседних Македонии, Косово и Черногории.

Еще один бывший полицейский Большого Лондона Чарли Хилл (Charlie Hill) считает, что эти шайки, несмотря на глупые названия, представляют собой серьезные преступные группы. «Проблема балканских преступлений состоит в том, что это завораживающий кошмар: бандиты кошмарны, но искусство, которое удается найти, завораживает», — говорит Хилл.

Некоторые считают, что балканские правительства сегодня, стараясь наладить отношения с ЕС и НАТО, оказывают повышенное давление на свои криминальные структуры. Экономический климат Европы по-прежнему не самый благоприятный, однако рост внутренних инвестиций в ключевые инфраструктуры, а также в туризм ведет страны балканского региона процветают к процветанию, а это подстрекает бывших преступников вставать на путь легального предпринимательства и инвестирования. В то же время растущий уровень юридического контроля со стороны зарубежных арт-дилеров и усиленная деятельность полиции, страховщиков и владельцев похищенных работ по их розыску также побуждают воров избавляться от краденых предметов.

Специалисты Art Loss Register надеются дать тем, кто владеет крадеными предметами или работами сомнительного происхождения, шанс их вернуть. В противном случае произведения могут быть уничтожены. При этом ALR делает оговорку, что будет делать некоторые выплаты только за находку работ, украденных много лет назад, в случае, если те, кто замешан в преступлении, либо мертвы, либо не способны больше совершить преступлений, либо уже давали полезную информацию о других делах. Чтобы не поощрять балканские банды на новые преступления (в том случае, если удастся выйти напрямую на их представителей), не будет вестись никаких переговоров о кражах, произошедших после 2010 года.

Дик Эллиса также не хотел бы воодушевлять воров выплатами вознаграждений. Поэтому он будет платить скорее за сведения, нежели за само возвращение работ, и только в том случае, когда он уверен, что информатор не замешан в этом деле.

Принцип выплаты вознаграждения за возврат краденых работ вызвал большую полемику, когда в 1999 году галерея Тейт заплатила 8 миллионов фунтов за возвращение двух работ Уильяма Тёрнера — «Тень и тьма» и «Свет и цвет» (обе 1843). Чтобы осуществить платеж, Тейт потребовалось получить официальное разрешение через франкфуртский суд. Однако глава ALR Джулиан Рэдклифф (Julian Radcliffe) считает, что этот формальный путь слишком долгий и дорогостоящий. А на «неформальную амнистию», которую предлагает преступникам ALR, правительства балканских стран пока не дали какого-то отдельного разрешения. Если же местная полиция решит самостоятельно и вплотную заняться поисками краденого искусства, то это может помешать сыщикам ALR,.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120119_art_theft_balkans.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120119_art_theft_balkans.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе