Энди Уорхол: адепт рынка. Часть четвертая
Предлагаем вашему вниманию заключительную часть статьи Брайана Эпплъярда об Энди Уорхоле из журнала «Intelligent life»
Предлагаем вашему вниманию заключительную часть статьи Брайана Эпплъярда об Энди Уорхоле из журнала «Intelligent life». Первую часть публикации можно посмотреть здесь, вторую — здесь, третью — здесь.
В 1967 году радикальная феминистка Валери Соланас (Valerie Solanas), верившая в возможность создания насильственным путем общества, где главенствовали бы женщины, попросила Энди Уорхола поставить ее пьесу «Up your ass». После того как художник потерял рукопись, Соланас стала требовать от него денежной компенсации. Так и не дождавшись ее, в июне 1968 года Соланас появилась на «Фабрике» и выстрелила Уорхолу в грудь. Рана оказалась очень тяжелой, Уорхол выжил лишь чудом, а всю оставшуюся жизнь ему пришлось носить корсет, чтобы, как он говорил, «держать потроха на месте».
Соланас была заключена в тюрьму, откуда вышла в 1971 году. Она пережила свою знаменитую жертву, Энди Уорхола, лишь на год и скончалась в 1988-м. В 1996 году на экраны вышел фильм Мэри Хэррон (Mary Harron) «Я стреляла в Энди Уорхола», который лишний раз напомнил, что некоторые феминистки до сих пор считают Валери Соланас своей героиней. Однако Соланас помнят и за то, какую роль она (опосредованно, своим выстрелом) сыграла в истории современного искусства. Выстрел Соланас стал для Уорхола поворотной жизненной и творческой точкой. Этот опыт усилил его давнее ощущение, что его жизнь не вполне реальна. «До выстрела я всегда думал, что я скорее наполовину здесь, а не полностью, — говорил художник. — Я всегда подозревал, что не живу, а смотрю телевизор. В момент выстрела и после него я осознал, что все вокруг действительно телевизор. Каналы переключаются, но, по сути, все это только телевизор».
Даже несмотря на нынешнюю уорхоломанию, преобладает мнение, что покушение Соланас обозначило момент, после которого качество работ Уорхола постепенно начало снижаться. Ничто так красноречиво не свидетельствует о творческом упадке, как сопоставление двух автопортретов, созданных художником с двадцатилетней разницей, которые находятся сегодня в экспозиции британского музея Тейт Модерн. На автопортрете 1986 года, созданном Уорхолом за год до смерти, запечатлено мрачное лицо в красных тонах, тяжелое впечатление от которого подкрепляет венчающий его «устрашающий парик». Работа красива и безупречна по композиции, однако слишком прямолинейна. Автопортрет 1967 года по сравнению с ней гораздо более запоминающийся, мощный, насыщенный.
Для среднестатистического зрителя Энди Уорхол — это прежде всего его ранее творчество: портреты Мэрилин Монро, Джеки Кеннеди, Элвиса Пресли, банка супа или электрический стул — работы, созданные между 1962 и 1968 годами. Редко кто вспоминает сегодня серию портретов 1980 года под общим названием «Еврейские гении» или созданные в более поздние годы бесконечные изображения знаменитостей, таких как Майкл Джексон (Michael Jackson), Мик Джагер (Mick Jagger), Лайза Минелли (Liza Minnelli), Джон Леннон (John Lennon), Дайана Росс (Diana Ross) или шах Ирана. В отличие от Пикассо Уорхол не мог похвастаться неисчерпаемым вдохновением и творческой свежестью на протяжении всей жизни, и после покушения он медленно, но верно стал погружаться в творческий застой, полагает Брайан Эпплъярд.
«Если вы хотите узнать все об Энди Уорхоле, смотрите на поверхность: поверхность моих картин, фильмов, меня самого — это и есть я, ничего более глубокого за всем этим нет», — говорил Уорхол, и с годами его радикальная, ниспровергающая позиция по отношению к значимости и особому статусу искусства все более усугублялась. Уорхол отказывался от всякой искусственности и сделанности, снимая фильмы, состоящие из случайных сцен с участием собственных «суперзвезд». В «Романе» 1968 года художник произвел такой же разрушительный эксперимент с прозой, создав книгу из случайных фрагментов бесед своих друзей. Уорхол даже бросил вызов философам, написав «Философию Энди Уорхола от А до Б и обратно» (1975), книгу, в которой собрал свои собственные афоризмы. Все эти вещи, безусловно, оставили свой след в культуре, однако они не сравнимы по значимости с произведениями Уорхола-художника, в особенности с его ранними работами.
Между тем именно ранний Уорхол глубоко и прочно укоренился в массовом сознании. Искусствовед Джулиан Стэллабрасс (Julian Stallabrass) указывает на сотни уорхолоподобных работ, которые выкладывают пользователи соцсетей: постоянно публикуя картинки и видео в сети, сегодня любой может ощутить себя цифровым Энди Уорхолом. Есть даже специальное приложение от Apple под названием Photo Booth, при помощи которого одним нажатием можно превратить фотографию во вполне убедительную разноцветную работу в стиле Уорхола. Так что Энди незримо с нами.
Фонд Уорхола может продолжать и дальше уподоблять Энди Уорхола Леонардо или Пикассо, однако для нового поколения он скорее то, чем считает его философ Артур Данто (Arthur Danto), то есть ниспровергатель любых возвышенных притязаний и претензий на звание художника с большой буквы.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111212_warhol.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111212_warhol.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.