Art Investment

Художники и цены

Сегодня в Денвере открывается музей Клиффорда Стилла

«Мои произведения — это симфония, в которой у каждого полотна есть своя партия», — говорил Клиффорд Стилл. Через 31 год после смерти художника в Денвере открывается его музей площадью более 2000 квадратных метров, на строительство которого было потрачено 29 миллионов долларов. Музей представит публике около 2400 (то есть 95 %) произведений известного абстрактного экспрессиониста. Музей впервые после смерти художника в 1980 году выставит большую часть работ Стилла из его семейного собрания.

Согласно последней воле художника, его картины должны были храниться в запасниках до тех пор, пока какой-нибудь американский город не построит для их размещения отдельный музей. В завещании было особо оговорено, что ни одна из работ не должна быть «продана, подарена или обменена» и что они должны храниться в музее «на постоянной основе для выставочных и научных целей». Вдове художника Патрисии поступило множество заявок на строительство музея от разных городов Америки, в том числе из Нью-Йорка, Сан-Франциско, Атланты, Вашингтона и Фарго (родного города Клифорда Стилла). Все их взыскательная дама отвергла, как отклонила она и первую заявку Денвера, полученную в 1999 году. Однако в 2004-м Патрисия Стилл, под воздействием уговоров тогдашнего мэра города Джона Хикенлупера (John Hickenlooper), в итоге передумала, и музей Стилла все-таки возвели в Денвере.

Дин Собел (Dean Sobel), директор нового музея считает, что Денвер — подходящий дом для полотен Стилла, так как город — это, по его словам, своеобразные «ворота на Запад, стоящие у подножия Скалистых гор». Кружок абстрактных экспрессионистов, к которому принадлежал Стилл, находился в Нью-Йорке и впитал влияние этого города, однако на творчество Стилла, который первую половину жизни провел на Западном побережье США, очень сильно повлияли также места его детства и юности. В начале карьеры — в 1920-е годы — он писал пейзажи, изредка портреты, а позже отобразил «необъятные просторы» американского Запада в абстрактных «надтреснутых» монументальных композициях в насыщенных тонах. «Тёрнер писал море, а для меня чем-то столь же величественным стала прерия», — говорил Стилл, который на всю жизнь остался верным родному Западу, даже после переезда в восточную часть страны.

Стилл известен своим недоверием к арт-миру, и в Нью-Йорке, где он жил в 1950-е годы, у него не сложились отношения с коммерческими галереями. Он старался контролировать сторонние интерпретации своих работ, а также сам тщательно выбирал, достоин ли тот или иной покупатель приобрести его произведение, и ставил жесткие условия музеям. Так, Стилл настоял, чтобы 28 картин, подаренных им Музею современного искусства Сан-Франциско в 1975 году, никогда не покидали его стен, а также не демонстрировались вместе с произведениями других художников. Он также ограничивал число выставок своих работ, в результате чего за всю его жизнь были проведены лишь три крупные экспозиции его полотен, последняя из которых была организована в 1979 году в Нью-Йорке в музее Метрополитан.

Впрочем, Дин Собел подчеркнул, что Стилл не отвернулся от арт-рынка окончательно и бесповоротно, и говорит, что художник незадолго до смерти продал одно крупное полотно. Сам музей, чтобы собрать дополнительные средства для своего бюджета, выставил 4 полотна художника на торги Sotheby’s. Это вызвало толки о нарушении последней воли мастера, однако музей оправдался тем, что выставил на продажу произведения, принадлежавшие Патрисии Стилл, а следовательно, не нарушал воли художника, которая распространяется только на произведения, принадлежавшие ему самому. В итоге одна из работ заработала рекордные 61,7 миллиона долларов (предыдущий аукционный рекорд на полотна Стилла был установлен на Christie’s в 2006 году, когда работа «1947-R-No. 1» была куплена за 21,3 миллиона долларов).

Денвер попросил Sotheby’s, чтобы аукционный дом сначала попытался продать все работы в одной частной сделке другому музею, оказывая дань уважения пожеланию Стилла не разлучать его произведения. Однако покупателя не нашлось, и работы были проданы по отдельности, принеся в совокупности 114 миллионов долларов.

Новый музей, который расположен неподалеку от Денверского музея изобразительных искусств, в долгосрочной перспективе не сможет привлечь публику ни новыми приобретениями, ни привозными выставками или совместными с другими художниками экспозициями произведений Стилла. В здании музея, спроектированном Брэдом Клоэпфилом (Brad Cloepfil) из архитектурного бюро Allied Works Architecture, нет ни ресторана, ни пространства для проведения каких-либо дополнительных мероприятий, есть лишь скромный магазинчик. Тем не менее его директор уверен в привлекательности заведения для публики. Дин Собел надеется, что музей сможет дать публике ничем не замутненный опыт соприкосновения с искусством, «настолько сильный, что она захочет приходить еще и еще». В строгое двухэтажное бетонное здание в изобилии проникает естественный свет, призванный выгодно подчеркнуть текстуру и многообразие оттенков полотен Стилла.

«Наследие Стилла — последнее из остававшихся [вне музея] крупных собраний работ великих абстрактных экспрессионистов», — сказал искусствовед Дэвид Энфем (David Anfam), автор книги о Клиффорде Стилле, в интервью New-York Times, данном изданию в 2007 году. «Судьба остальных — Поллока, де Кунинга, Мазеруэлла, Ротко, Ньюмана, Готтлиба, Кляйна — уже определена. Безусловно, по размерам наследие Стилла беспрецедентно. Его можно сравнить разве что с наследием Пикассо». Дэвид Энфем помог своему коллеге Дину Собелу подготовить к открытию музея организованную по хронологическому принципу выставку работ художника.

Люди из мира искусства не так часто столь бескомпромиссны в отношении имущественных вопросов, как Клиффорд Стилл, однако Art Newspaper в связи с ним вспомнила столь же требовательного американского художника Дональда Джадда (Donald Judd). Он также не доверял ни арт-рынку, ни музеям и в завещании установил строгие ограничения, касающиеся того, сколько его работ и каким образом можно экспонировать. Фонд Дональда Джадда, созданный через два года после смерти художника, в 1996 году, сохраняет в первозданном виде дом и мастерскую Джадда, а также его библиотеки и архивы, находящиеся в Нью-Йорке и техасском городе Марфа. Подобные же строгие распоряжения в отношении своей коллекции произведений искусства составила и основательница известного музея в Бостоне, Изабелла Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner).

Источник: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111118_clyfford_still.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111118_clyfford_still.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».