Рисунок Леонардо слишком хрупок для транспортировки
Решение лондонской Национальной галереи вывезти в ноябре на выставку в Париж 500-летний рисунок итальянского гения вызвало непонимание и критику специалистов
В ноябре 2011 года в рамках выставки «Леонардо да Винчи, придворный живописец миланского двора» в Национальную галерею привезут луврский вариант «Мадонны в гроте». А несколько месяцев спустя рисунок с изображением Святой Анны, Мадонны с младенцем и Иоанном Крестителем, известный как «рисунок из Берлингтон-Хауса», в составе выставки должен будет отправиться в столицу Франции.
Однако эти планы, возможно, будут скорректированы. Дело в том, что специалисты осудили намерение Национальной галереи отправить рисунок в Лувр после того, как стало известно, что, по мнению хранителей галереи, он крайне хрупок и потому нетранспортабелен.
Впервые о своем беспокойстве в связи с состоянием хрупкой 510-летней работы эксперты заявили еще в 1964 году. В отчете, подготовленном сотрудниками галереи, говорилось, что рисунок ни при каких обстоятельствах не должен покидать места своего нынешнего пребывания.
В восьмидесятых пришлось даже отменить намеченную реставрацию произведения, так как реставрационные работы могли принести ему больше вреда, чем пользы. А в 1987 году в работу, которая к тому времени и так находилась не в лучшей форме, некий посетитель выстрелил из обреза, в результате чего в бесценном рисунке образовалось отверстие диаметром 15 сантиметров (подробнее см.: «Картины и скульптуры — жертвы несчастных случаев и вандализма»).
Планируемая поездка рисунка в Париж противоречит установкам, о которых в февральском интервью The Independent говорил сэр Николас Пэнни (Sir Nicholas Penny), директор Национальной галереи. Тогда он заявил, что галерея «с большей осторожностью, чем другие музеи, относится к предоставлению своих работ на выездные выставки».
Майкл Дэли (Michael Daley), глава организации ArtWatch UK, занимающейся вопросами сохранности произведений искусства, считает: «Мы обманываем себя, если верим в то, что современные реставраторы даже при помощи достижений науки смогут справиться с повреждениями работы, если таковые возникнут. Это не так, и даже лучшие из специалистов готовы это признать».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110825_davinci.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110825_davinci.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.