Кристиан Марклей. Еще один взгляд на «Часы»
В музее изобразительных искусств Лос-Анджелеса решили во второй раз показать нашумевшее видео «Часы» Кристиана Марклея, недавно признанного лучшим художником Венецианской биеннале-2011
Видеохудожник Кристиан Марклей (Christian Marclay) входит в список десяти главных художников современности по версии Newsweek.com. Знаменитую работу «Часы», принесшую ему в июне Золотого льва Биеннале современного искусства в Венеции, Музей изобразительного искусства Лос-Анджелеса (LACMA) уже показывал в мае. Музей вновь продемонстрирует эту грандиозную 24-часовую видеоинсталляцию в конце июля, сообщает Los Angeles Times. Киносеанс начнется 28 июля в 17 часов и продлится до того же часа следующего дня. Работа будет демонстрироваться бесплатно, и, предвидя большое число потенциальных зрителей, LACMA специально оговаривает места парковки для желающих посмотреть произведение Марклея.
«Часы» Кристиана Марклея — видеоинсталляция длительностью в сутки, где на экране зритель видит отрывки из фильмов и телесериалов, в которых, собственно, и фигурируют часы — вполне привычные для нас бытовые приборы и механизмы. Для своего видео Марклей смонтировал фрагменты из «Титаника», «Ровно в полдень», «Стирателя» с Арнольдом Шварценеггером, сериалов «Симпсоны», «Сумеречная зона» и десятков других известных и не столь известных кино- и телефильмов. В кадр попадают настенные, наручные, башенные и прочие часы, причем все 24 часа на экране вы видите реальное время, так что необходимость смотреть на экран мобильника или спрашивать у соседа, который час, отпадает.
Многогранность и притягательность «Часов» связана с тем, что на экране мелькают дружной чередой персонажи и сюжеты совершенно разных жанров, культур и эпох. Некоторые фрагменты длятся лишь мгновение, другие — несколько минут. Искусный монтаж делает перетекание кадров друг в друга логичным и незаметным, а разговоры героев, визуальные мотивы и темы сливаются в одно масштабное полотно. В некоторые моменты экранный герой лишь бросает на часы беглый взгляд, например по дороге на свидание. В других отрывках время и часы выходят на первый план и становятся полноправными участниками действия, от которых зависит судьба героя, как в зловещем кадре из ремейка фильма «39 ступеней» 1978 года, где Роберт Пауэлл пытается спастись, повиснув на минутной стрелке Биг Бена в центре Лондона. Знакомые лица голливудских звезд стареют — или (только художник волен повернуть время вспять) молодеют — у нас на глазах. Вероятно, именно по этой причине директор LACMA Майкл Гован назвал работу Марклея «виртуальной историей кино».
LACMA совсем недавно приобрел «Часы» для своей коллекции, но возможности оценить шедевр целиком, помимо единичного показа в мае, не предоставлял — видео демонстрировалось в залах в часы работы музея. Теперь поразмышлять о быстротечности времени и о том, как она запечатлевается в искусстве, можно будет сутки напролет совершенно бесплатно в кинозале музея.
В июне этого года именно за работу «Часы» Кристиан Марклей получил Золотого льва и звание лучшего художника престижной Венецианской биеннале. Работа не оставила равнодушным высокое жюри и, надо полагать, особенно понравилась одному из его членов — кинорежиссеру Джону Уотерсу.
Предыдущие показы «Часов» в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе привлекли огромное число зрителей, которые выстаивали в очередях, чтобы увидеть драгоценное видео. Работа успела побывать и в Москве: в феврале ее показывали в Центре современной культуры «Гараж».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110708_marclay_clock.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110708_marclay_clock.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.