Ушел из жизни классик абстрактной живописи Сай Туомбли
Знаменитый американский художник скончался вчера в Риме после долгой болезни в возрасте 83 лет
Сай Туомбли, скончавшийся во вторник в Риме в возрасте 83 лет, описал процесс творчества прежде всего как «переживание уникального опыта, а не собственно создание живописного полотна». Сай Туомбли больше всего известен своими узнаваемыми, небрежными, будто бы нарисованными детской рукой «каракулями» и «кляксами», а также знаменит эксцентричным для современного автора увлечением античностью. Впрочем с общей направленностью послевоенного американского искусства резко контрастировал весь творческий путь Туомбли, и он продолжал стоять особняком, даже когда был признан одним из главнейших художников эпохи. В последние годы Туомбли, наряду с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером, был одним из самых влиятельных классиков в мире.
О кончине художника сообщила официально представляющая Туомбли Галерея Ларри Гагосяна; причина смерти не уточняется, однако ранее стало известно, что Сай Туомбли уже долгое время страдал от рака.
Карьера Сая Туомбли началась с осторожной полемики с абстрактным экспрессионизмом, продолжилась играми в минимализм, затем оставила за бортом модный поп-арт, чтобы предвосхитить некоторые идеи концептуализма. С самого начала имя Сая Туомбли стало для искусствоведов и критиков камнем преткновения. Куратор Кирк Варнеду в 1994-м писал по случаю открытия ретроспективы работ Туомбли в нью-йоркском Музее современного искусства: «Туомбли, оказавший огромное влияние на многих художников, стал настоящим яблоком раздора для критиков. Он невероятно труден для понимания, причем не только для широкой публики: Туомбли оказался чужд даже отцам-основателям высоколобого послевоенного искусства». Насыщенность, сложность его работ, совершенно теряющихся при репродуцировании, складывается из огромного количества мельчайших деталей — царапин, потертостей, капель, написанных карандашом отрывков из итальянской и классической поэзии, перемежающихся со смутными набросками частей человеческого тела. Критик Роберт Хьюз назвал Туомбли «третьим лишним, почти незаметной фигурой на фоне яркого дуэта его друзей — Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга».
Решение Туомбли поселиться на юге Италии, принятое им в 1957 году, как обычно, шло вразрез с общим курсом и настроениями арт-среды того времени, ведь тогда центр художественной жизни постепенно перемещался из Старого Света в Нью-Йорк. Снова Туомбли плыл против течения — и это одна из самых знаковых его «причуд». Всю свою жизнь он избегал журналистов и попросту не обращал внимания на арт-критиков, многие из которых ставили под сомнение ценность его произведений, даже когда те стали повсеместно считаться признанными шедеврами абстракционизма.
Но Туомбли, высокому поджарому провинциалу, его непопулярность не доставляла никаких неудобств — он всегда ценил уединение и покой. Он действительно был уникален, не похож ни на кого другого: среди его художественных экспериментов, например, было рисование в темноте с целью сделать рисунок менее очевидным и четким, а еще он всегда оставался верен себе и собственным кумирам, которые в большинстве своем не художники, а великие поэты, такие как Катулл, Руми, Паунд и Рильке. «Я всегда наслаждался свободой и очень ценил это», — признался Туомбли в одном из редких интервью, которое он дал Николасу Сероте, директору галереи Tate, в преддверие открытия своей выставки в залах Tate Modern.
Успеха и признания Туомбли пришлось ждать довольно долго. В 1964 году его выставка, прошедшая в Галерее Лео Кастелли, была прямо-таки разгромлена критиками. Однако в начале восьмидесятых, с приходом на арт-сцену неоэкспрессионизма, для целого поколения молодых художников, в числе которых был и Жан-Мишель Баския, работы Туомбли стали источником вдохновения. Вместе с возродившимся интересом к европейскому искусству, с тенденциями которого, как оказалось, Туомбли шел ноздря в ноздрю, с ростом популярности художников вроде Йозефа Бойса, Туомбли постепенно из аутсайдеров перешел в лидеры, а потом и в признанные классики. В девяностые годы работы Туомбли стали очень востребованы и начали пользоваться спросом не только у европейских музейщиков и коллекционеров, но и у себя на родине, где четверть века назад его достижений попросту не желали замечать.
В 1989 году в постоянной экспозиции филадельфийского Музея изящных искусств открылись несколько залов с работами Туомбли, а на торгах стоимость его работ перешагнула отметку в миллион долларов. В 1995 году в Хьюстоне начала работать галерея Туомбли, построенная по проекту Ренцо Пьяно с использованием эскизов самого художника. И все же, несмотря на заслуженное признание, для многих то, что делал в искусстве Туомбли, оставалось по-прежнему terra incognita. Уже упоминавшийся нью-йоркский куратор Кирк Варнеду, готовя ретроспективу Туомбли в MoMa, счел нужным озаглавить посвященную выставке статью «Почему ваш ребенок так не может: размышления о творчестве Сая Туомбли».
В единственном когда-либо опубликованном им письменном объяснении собственных работ, появившемся в итальянском искусствоведческом журнале в 1957 году, Туомбли говорит о том, что его творчество вовсе не революционно-ниспровергающее по своей природе, и подчеркивает его глубочайшую человечность. Художник отмечал, что самым важным для него является «проживание» каждой линии, каждого штриха. «В картине важно не изображение, не иллюстрация, а переданное в ней непосредственное ощущение ее создания, воплощения», — говорит Туомбли и добавляет: «Когда я завершаю очередную картину, я потом обычно пару дней провожу в постели, чтобы прийти в себя». Такова была включенность этого нонконформиста от искусства в процесс создания художественного произведения.
В официальном сообщении о смерти художника Ларри Гагосян написал: «Современное искусство потеряло сегодня настоящего гения, художника, чей талант был потрясающе оригинален… Это непоправимая утрата — и вряд ли в ближайшее время в искусстве появится фигура, равная по масштабам Саю Туомбли».
Несмотря на болезнь и возраст, Туомбли не прекращал работать. В 2010 году Сай Туомбли стал третьим современным художником, увековеченным в Лувре, — он расписал плафон одного из залов, украсив его в своем фирменном стиле надписями, представляющими собой имена прославленных древнегреческих скульпторов. В лондонской Dulwich Picture Gallery не так давно открылась выставка, на которой работы Туомбли зарифмованы с полотнами Николя Пуссена. А в Авиньоне проходит экспозиция фотографий Туомбли, куратором которой выступил сам художник.
Два месяца назад работа Туомбли 1967 года «Без названия» была продана на торгах Christie's за 15,2 миллиона долларов. Этот результат позволил Туомбли на краткое время разделить с Герхардом Рихтером пятую строчку рейтинга самых дорогих ныне живущих художников, а также занять первое место в списке художников старше восьмидесяти лет.
Кончина Туомбли, безусловно, вызовет подвижки в этих и других подобных рейтингах, но в историю искусства XX века имя Сая Туомбли, по всей вероятности, вписано прочно и навсегда.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110706_twombly.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110706_twombly.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.