Семинар № 9 «Экспертиза живописных произведений искусства». Тезисы доклада
Публикуем тезисы доклада эксперта Анны Васильевой, на протяжении 20 лет возглавлявшей физическую лабораторию ГМИИ им. А. С. Пушкина, главного специалиста Министерства культуры — одной из ведущих семинара «Экспертиза живописных произведений искусства»
На протяжении всей истории люди покупали произведения искусства и... сталкивались с проблемой фальсификации. Вспомним хотя бы покупку итальянским кардиналом античной скульптуры «Спящий Амур». Был большой скандал, когда выяснилось, что автором являлся его современник Микеланджело. Антиквару пришлось вернуть деньги.
Как все это знакомо! И изменилось ли что-нибудь за последние 600 лет?
Изменилось — да еще как! Сейчас кроме проблемы выбора произведения появилась новая проблема — провести качественную экспертизу. И хотя набор методов во всем мире достаточно стандартный — рентген, химические исследования пигментов красочного слоя, съемка картины в разных областях спектра и т. д., у заказчика экспертизы нет общей картины, понимания того, для чего, собственно, выполняется то или иное исследование. К сожалению, экспертное заключение технолога зачастую имеет вид частного мнения, подобно мнению искусствоведа.
Любая картина — это объект материальной культуры, созданный в определенный исторический период, и содержит она те составляющие, которые были доступны художнику данной эпохи. Основа для живописи — доска, холст или картон, набор красок (пигментов), наконец, сам способ построения изображения — всегда достаточно стандартный набор признаков. Так, наличие в картине, относимой к XVII веку, берлинской лазури — это «железный» признак того, что она написана не ранее XVIII века. Группа хромовых пигментов — характерный признак XIX века, а титановые белила и фталоцианины — современной живописи.
Мы попробуем объяснить последовательность проведения экспертизы, другими словами, изложить последовательность действий, произведя которые, вы сможете минимизировать риски и защитить от обесценивания ваши вложения в произведение искусства.
Технологическая экспертиза является «ситечком», через которое не должны проходить современные подделки и имитации. То, что остается, предоставляется вниманию искусствоведов.
По моему мнению, технологическая экспертиза должна начинаться с рентгенографии. Да, да, со старого доброго рентгена — метода, известного с конца XIX века. «Мокрая» рентгенограмма является идентификационным паспортом картины и позволяет на первых же этапах экспертизы задать правильные вопросы (а иногда и сразу получить значимые ответы), а на последующих этапах помогает подтвердить авторство.
Следующим шагом технологической экспертизы является химический анализ пигментов. Мы кратко расскажем о методах, применяемых во всем мире (в практике крупнейших музеев и экспертных лабораторий). Это — исследование под микроскопом, микрорентгеноспектральный и рентгеноструктурный анализы, рентгеновская флюоресценция, ИК-спектроскопия и хроматография. Эти методы давно применяются и дают надежные и однозначные результаты. Заключение эксперта основано на сумме результатов исследований, из которых складывается или не складывается цельная картина.
Но что делать человеку, желающему приобрести произведение искусства? Я думаю, что надо отказаться от критерия «верю — не верю». И начать разбираться самостоятельно.
Для этого необходимо иметь на руках следующие материалы:
1) Рентгенограмму в виде рентгеновской пленки.
2) Карту отбора проб.
3) Сами спектры.
4) Возможно, фотографии в разных зонах спектра.
5) Заключение эксперта.
Этот набор материалов дает вам возможность обратиться за консультацией к любому эксперту в любой стране.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091228_expertiza.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091228_expertiza.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.