Олег Целков: «Я искренне считаю себя самоучкой»
Сегодня, в день 75-летия Олега Целкова, телеканал «Культура» показывает программу из цикла «Эпизоды», снятую в Париже, Санкт-Петербурге и Москве — в доме, в мастерской и на персональных выставках художника
Сегодня, 15 июля 2009 года, художнику Олегу Целкову исполняется 75 лет. В этот день в 14:35 телеканал «Культура» показывает программу из цикла «Эпизоды». В программе Олег Николаевич рассказывает: «В 60-е годы я нашел то, с чем можно продолжать жить. Я создал что-то свое. Лицо с узким лбом и массивным подбородком. Все последующие годы я работал только с ним». Именно этот безымянный герой дорог Целкову. Одни называют его «человекоподобным пузырем», другие — «надувным манекеном», а сам художник считает, что его персонаж происходит из «невиданного доселе племени».
Биография Целкова типична для нонконформиста советской эпохи. Его первая выставка прошла в научно-исследовательском институте имени И. В. Курчатова и длилась только два дня. Вторая завершилась через 15 минут после открытия: представители КГБ выключили свет и разогнали публику. Затем последовало исключение Целкова из Союза художников. В конце 1970-х Олег Николаевич уехал в Париж, где живет до сих пор.
«Когда я только сюда приехал, во всех галереях висела абстракция и ни одной фигуративной вещи, над которой нужно думать. Сейчас трудно найти галерею с абстракцией. Это страшная редкость!», — говорит художник. В программе «Эпизоды» Олег Целков рассказывает, почему был вынужден эмигрировать, испытывает ли он ностальгию, насколько комфортно ему жить и работать за границей. «Я не принадлежу ни к какой школе, ни к какому конкретному направлению и, более того, я даже не нахожу для себя явных образцов, чтобы сказать, что рисовать карандашом меня научил Репин, а писать маслом — Суриков. Нет такого! Ни в цвете, ни в композиции, ни, самое главное, в персонаже! Я искренне считаю себя, во-первых, самоучкой, а во-вторых, малограмотным в искусстве человеком».
Часть съемок программы проходила в Париже, в доме и мастерской художника. «Обязательное для меня условие — холст находится в мастерской полтора года. Это неспешный процесс. Можно испортить, а испорченное очень трудно исправлять», — говорит Олег Целков.
Другая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге и Москве на персональных выставках художника в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее. «Когда картина висит в музее, она попадает в надежные руки хранителей. Я подарил несколько своих работ Третьяковской галерее, Русскому музею, Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитажу. В этих музеях я вырос, они меня вскормили и воспитали. Может, мои картины вдохновят какого-нибудь художника, научат его чему-нибудь или дадут толчок в творчестве».
Об Олеге Целкове и магистральной теме его творчества, о вложениях в его работы, об инвестиционных рисках и т. д. читайте статью Владимира Богданова,AI «Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 2. Вложения в работы Олега Целкова».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090715_tselkov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090715_tselkov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.