Белый дом украсят произведениями художников-абстракционистов
ARTinvestment.RU рассказывает о художественных предпочтениях Барака и Мишель Обамы
Новые хозяева Белого дома Барак и Мишель Обама вовсю украшают свою резиденцию произведениями современного искусства.
Посетители и сотрудники Белого дома привыкли видеть на его стенах натюрморты, пасторали и портреты XIX века, но вскоре рядом с традиционными картинами появятся яркие абстрактные работы. Супруги Обама собираются одолжить у музеев, галерей и частных коллекционеров творения современных художников — женщин, афроамериканцев, азиатов и уроженцев Латинской Америки. Совсем недавно они распорядились повесить в своих покоях семь работ, взятых напрокат у вашингтонского музея Хиршхорна. В число этих картин входят две абстракции, написанные афроамериканской художницей Алмой Томас (Alma Thomas).
Выбор картин — еще один способ заявить о своей приверженности демократии. В свое время Билла и Хиллари Клинтон очень хвалили за то, что они заказали свои официальные портреты у афроамериканского художника-реалиста Симми Нокса (Simmie Knox). Администрация предшественника Обамы Джорджа Буша-младшего тоже приобрела работу чернокожего живописца Джейкоба Лоуренса (Jacob Lawrence) «Строители», но этот выбор одобрили далеко не все: критики Буша не замедлили обратить внимание публики на то, что изображенные на картине темнокожие мужчины занимаются тяжелым физическим трудом.
То, что у Америки теперь черный президент, вовсе не означает, что работам белых художников в Белый дом теперь путь заказан. В этом году Национальная галерея Вашингтона одолжила чете Обама творения Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg), Ричарда Дибенкорна (Richard Diebenkorn), Джаспера Джонса (Jasper Johns), Луизы Невелсон (Louise Nevelson) и Эда Руши (Ed Ruscha). Произведение Руши, кроваво-красное полотно со словами Think maybe I'll… («Думаю, может быть, я…»), очень подходит Бараку Обаме, тщательно обдумывающему каждую фразу. Некоторые работы, в том числе скульптура Джонса «Цифры, от 0 до 9», были установлены в резиденции в день инаугурации президента.
Коллекционеры говорят, что выбор супругов Обама наверняка отразится на рыночной стоимости произведений художников. После того как Буш-младший повесил в Овальном кабинете пейзаж кисти техасского живописца Тома Ли (Tom Lea), цены на его картины, по словам дилера Адейр Марго (Adair Margo), выросли на 300 процентов.
Барак и Мишель Обама начали интересоваться современным искусством задолго до того, как переехали в Белый дом. Их друзья рассказывают, что стены дома супругов в чикагском районе Хайд-парк украшали работы художников-модернистов и черно-белые фотографии.
Администрация Обамы собирается активно финансировать проекты в области искусства. Пакет мер по стимулированию экономики, одобренный Сенатом США в феврале этого года, предусматривает выделение 50 миллионов долларов на нужды Национального фонда поддержки искусств. Недавно Мишель Обама заявила, что в будущем, возможно, будет вновь открыт отдел американского искусства музея Метрополитен.
Поиск произведений искусства для Белого дома начался вскоре после ноябрьских выборов. Украшением покоев Обамы занимается лос-анджелесский дизайнер по интерьерам Майкл Смит (Michael Smith). Смит и Мишель Обама составили список из 40 художников, чьи произведения первая чета хотела бы видеть в своей резиденции, и обратились в музей Хиршхорна. По словам заместителя директора музея Керри Броэра (Kerry Brougher), дизайнер настоял на том, чтобы супругам предоставили работы только из запасников, а не из постоянной экспозиции.
Помимо полотен Алмы Томас, Барак и Мишель Обама решили взять у музея абстрактную картину «Ницца», написанную в 1954 году русским художником Николя де Сталем, а также две работы Йозефа Альберса (Josef Albers) из серии «Посвящение квадрату» и две бронзовые скульптуры Эдгара Дега (Edgar Degas). Музей также послал им произведение нью-йоркского концептуалиста Гленна Лигона (Glenn Ligon) под названием «Черный, как я», темой которого является рабовладельческий Юг. Супруги пока думают, брать эту работу или нет.
Все работы, одолженные первой четой у культурных учреждений или частных коллекционеров, должны быть возвращены по окончании президентского срока.
Помочь супругам украсить свое новое жилище вызвались многие собиратели, в числе которых те, кто финансировал предвыборную кампанию Барака Обамы. В прошлом месяце Э. Т. Уильямс (E. T. Williams), нью-йоркский коллекционер афроамериканского искусства, принял решение подарить Белому дому жемчужину своего собрания — портрет мужчины в фетровой шляпе кисти выдающейся художницы Лоис Мэйлу Джонс (Lois Mailou Jones). Картина оценивается в 150 тысяч долларов. Уильямс, банкир на пенсии, заявил, что готов одолжить Бараку и Мишель Обаме любое произведение из его собрания, в которое входят творения таких известных американских художников, как Ромэр Бирден (Romare Bearden) и Хэйли Вудрафф (Hale Woodruff). Коллекционер отрицает, что его желание предоставить работы продиктовано корыстными побуждениями, — он просто хочет поддержать президента.
В своих личных покоях и в кабинетах президент может вешать все, что хочет, но перед тем, как украшать помещения, доступные для публики, он должен посоветоваться с куратором Белого дома и представителями Комитета по охране Белого дома, почетным председателем которого является первая леди.
По словам главного куратора Белого дома Уильяма Оллмана (William Allman), все произведения искусства, предназначенные для постоянной коллекции Белого дома, проходят очень строгий и тщательный отбор. Представители Белого дома либо принимают работы в дар, либо покупают их, используя частные пожертвования. Возраст произведений должен быть не менее 25 лет. Белый дом также почти не включает в постоянную коллекцию работы ныне живущих художников, ибо это решение может повлиять на рыночную стоимость их работ. В результате работ современных авторов в собрании очень мало.
«Здесь не галерея и не музей, — говорит г-н Оллман. — Люди приходят в Белый дом раз в жизни, и у них определенное представление о том, что они там увидят». Поэтому за новым искусством Белый дом не гонится. Большинство работ в коллекции — классические картины американских художников XVIII и XIX веков.
Собрание Белого дома насчитывает около 450 работ, пять из которых созданы темнокожими живописцами. Это портреты Клинтонов, написанные Симми Ноксом, «Строители» Джейкоба Лоуренса, «Сельский пейзаж» Эдварда Баннистера (Edward Bannister) и «Песчаные дюны на закате. Атлантик-Сити» Генри Оссава Таннера (Henry Ossawa Tanner). Картина Таннера, созданная около 1885 года, стала первой работой афроамериканского художника, вошедшей в постоянную коллекцию Белого дома. Она была приобретена в 1995 году по инициативе Хиллари Клинтон. Сейчас картина висит в Зеленой комнате, которая используется для встреч и приемов.
История коллекции Белого дома, конечно же, тесно связана с именами первых леди. В 1814 году, во время англо-американской войны британцы подожгли резиденцию главы государства, но жена президента Джеймса Мэдисона (James Madison) Долли (Dolley Madison) успела вынести оттуда национальное достояние — портрет Джорджа Вашингтона кисти Гилберта Стюарта (Gilbert Stuart). Благодаря Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy), велевшей достать из запасников восемь картин Сезанна (Paul Cézanne), престиж собрания Белого дома существенно вырос. Хиллари Клинтон убедила других членов Комитета по охране Белого дома в необходимости повесить в Зеленой комнате абстрактный пейзаж «Гора у Медвежьего озера, Таос», выполненный великой художницей Джорджией О’Киф (Georgia O’Keeffe). А Лора Буш включила в коллекцию картину выдающегося американского реалиста Эндрю Уайета (Andrew Wyeth) — один из тех редких случаев, когда Белый дом принял работу живущего художника. Полотно первой леди подарил сам Уайет. Вскоре художник умер, и цены на его произведения выросли. По словам члена Комитета, историка искусств Уильяма Клосса (William Kloss), если бы Лора Буш не взяла картину Уайета, Белый дом вряд ли смог бы позволить себе купить его произведение.
В 2007 году Фонд приобретений Белого дома (некоммерческая организация, занимающаяся покупкой работ, одобренных Комитетом) заплатил 2,5 миллиона долларов за «Строителей» Джейкоба Лоуренса. Картина была куплена на нью-йоркском аукционе Christie’s. Представителям Белого дома пришлось как следует побороться за полотно — его эстимейт составлял всего 400–600 тысяч. До этой знаменательной продажи аукционный рекорд Лоуренса составлял 968 тысяч долларов. Благодаря Белому дому ценовая планка работ художника поднялась. В мае 2008 года некий коллекционер уплатил за картину Лоуренса «Чревовещатель» 881 тысячу долларов. Полотно заняло третью строчку в списке самых дорогих произведений темнокожего живописца.
Иногда, впрочем, покупки Белого дома приводят к дестабилизации рынка. Например, уже упоминавшаяся картина Генри Оссава Тэннера «Песчаные дюны на закате. Атлантик-Сити» была куплена у внучатой племянницы художника всего за 100 тысяч долларов, тогда как на рынке за подобные работы Тэннера в то время требовали как минимум миллион. О сделке написали все ведущие газеты, и цены на произведения художника существенно снизились.
Предыдущие хозяева Белого дома уже вернули все произведения искусства, которые одолжили им музеи и коллекционеры. Говорят, что в кабинете Буша висело по меньшей мере шесть техасских пейзажей. Экс-президенту нравилось смотреть на картины, напоминающие ему о любимом штате. Он также хотел, чтобы Овальный кабинет подчеркивал оптимизм своего хозяина. Вкусы супруги Буша гораздо более «авангардные». Помимо картины Лоуренса, она повесила в Белом доме картину знаменитой абстракционистки Хелен Франкенталер (Helen Frankenthaler).
Вскоре после того, как Барак Обама обосновался в Белом доме, он распорядился убрать из Овального кабинета бронзовый бюст Уинстона Черчилля, одолженный посольством Великобритании, и поставить на его место бюст Мартина Лютера Кинга. Автор скульптуры — афроамериканец Чарльз Олстон (Charles Alston). Ранее бюст находился в Национальной портретной галерее Смитсоновского института.
В следующем месяце чета Обама, скорее всего, возьмет напрокат четыре работы темнокожего художника Уильяма Х. Джонсона (William H. Johnson), принадлежащие Смитсоновскому музею американского искусства. Среди этих произведений — картина «Легенда Букера Ти Вашингтона», на которой изображен великий афроамериканский просветитель со своими студентами. А Институт искусств Чикаго планирует предложить первой чете десять работ, в числе которых творения чернокожего модерниста Бофорда Делани (Beauford Delaney) и абстрактного экспрессиониста Франца Клайна (Franz Kline).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090530_white_house_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090530_white_house_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.