«Колосс» и Гойя: специалисты спорят о «степени родства»
ARTinvestment.RU 25 февраля 2009
Специалисты музея Прадо, возможно, поторопились, «отобрав» у Гойи авторство картины «Колосс»
Когда в апреле прошлого года представители музея Прадо объявили о том, что знаменитое полотно Франсиско Гойи (Francisco Goya) «Колосс» было написано вовсе не этим великим мастером, а его малоизвестным ассистентом Асенсио Хулиа (Asencio Julia), эта новость вызвала огромный резонанс среди ученых. Для того чтобы смягчить всеобщее возмущение, связанное с «разжалованием» картины, работники мадридского музея пообещали провести детальное исследование, которое не оставило бы и тени сомнения в том, что Гойя не является автором «Колосса».
В конце января на сайте музея был опубликован долгожданный отчет Мануэлы Мены (Manuela Mena), куратора по живописи XVIII века. Главным аргументом, свидетельствующим против авторства Гойи, стало отсутствие на холсте подписи художника. Помимо этого, в результате сканирования рентгеновскими лучами в левом нижнем углу картины были обнаружены инициалы «A. J.», которые, по мнению специалистов, принадлежат помощнику великого живописца Асенсио Хулии. Однако подобное доказательство все же нельзя назвать достаточно обоснованным.
В отчете на сайте Прадо опубликован увеличенный фрагмент картины, на котором действительно можно различить несколько расплывчатых мазков, которые лишь с натяжкой можно назвать литерами «А» и «J». К тому же хорошо известно, что старые мастера обычно ставили на полотнах свою подпись полностью, а не ограничивались одними инициалами. Например, работа «Кораблекрушение» того же Асенсио Хулии подписана полным именем, и почерк автора имеет лишь весьма отдаленное сходство с грубоватым росчерком в нижнем углу «Колосса», обнаруженным с помощью рентгена. Таким образом, единственное доказательство — предполагаемые инициалы «A. J.», свидетельствующие в пользу авторства Асенсио Хулии, — нельзя назвать особенно убедительным.
Все остальные аргументы основаны на интерпретации стилистики произведения. Например, в отчете музея Прадо содержится утверждение о том, что подмалевок «Колосса» не такой, как в других картинах Гойи, и художник готовил свои холсты по-другому. Помимо этого, на полотне обнаружены пентименто — закрашенные детали, свидетельствующие о предварительных изменениях композиции. По мнению специалистов из Прадо, Гойя, обладавший высоким техническим мастерством, вряд ли мог и вряд ли стал бы их делать. Но не стоит забывать, что художник постоянно экспериментировал с материалами и стилями, и потому эти аргументы также нельзя назвать достаточным основанием для того, чтобы исключить это произведение из творческого наследия великого живописца.
Совершенно ясно, что необходимо создать международный комитет, который бы занялся подготовкой окончательного каталога-резоне Гойи. Это можно сделать, опираясь на опыт аналогичных проектов для двух других крайне плодовитых живописцев — Рембрандта и Рубенса. И до тех пор, пока каталог не будет составлен, делать какие-либо окончательные выводы касательно атрибуции «Колосса» не совсем корректно.
С уверенностью можно говорить о том, что сам замысел такого монументального и устрашающего образа, как этот гигант, вряд ли может принадлежать кому-либо, кроме Гойи. Композиция и концепция этого произведения, несомненно, гениальны. К тому же совершенно ясно, что они связаны с другими работами выдающегося живописца, созданными во время вторжения Наполеона в Испанию. Этого нельзя сказать об Асенсио Хулии, который, как известно, нередко копировал произведения своего учителя. Если инициалы «A. J.» все-таки принадлежат ему, то вполне возможно, что ему просто было поручено создать копию картины Гойи, которая значится в списке работ, составленном при жизни автора, под названием «Гигант». Только тщательное научное исследование поможет установить, является ли картина из Прадо оригиналом или копией полотна знаменитого мастера, которое было утеряно или уничтожено.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090225_colossus_goya.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090225_colossus_goya.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн