Автопортрет вместо портрета?
Искусствовед из Нью-Йорка Саймон Абрахамс провел компьютерное исследование нескольких сотен портретов знаменитых людей и пришел к выводу, что они часто имеют большое сходство с автопортретами написавших их художников
Портреты знаменитых людей далеко не всегда отражают действительный облик моделей. К такому выводу недавно пришел нью-йоркский искусствовед и бывший кинорежиссер Саймон Абрахамс (Simon Abrahams), который провел интереснейшее исследование. При помощи компьютерного анализа он сравнил несколько сотен портретов, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней, и пришел к выводу, что изображения великих людей — французских и британских монархов, а также близко стоящих к ним людей, и автопортреты художников, писавших эти картины, зачастую имеют очень большое сходство.
Результаты исследования настолько поразили Абрахамса, что он решил обнародовать свою спорную теорию на сайте
Четкого объяснения этому феномену Абрахамс не дает, однако развивает эту идею в следующей части, которая посвящена портретам Наполеона и других французских монархов. Если сравнить между собой полотна Энгра, Гро и Давида, на которых изображен император Бонапарт, с трудом верится в то, что это один и тот же человек. Однако если каждый из портретов поместить рядом с автопортретом выполнившего его художника, как это сделал Абрахамс, то эти различия становятся более понятными. Исследователь объясняет это явление так: эти произведения — не исторические документы, выполненные в поэтическом духе, а скорее наоборот, полотна поэтические, выступающие в роли исторических.
Абрахамс пишет о том, что понятие alter ego, которое часто используется в литературе, почему-то очень редко применяется к искусству, а в особенности — к портретной живописи. Он предполагает, что это не совсем корректно, поскольку удивительное сходство между изображениями монархов и художников объясняется тем, что автор в этом случае использует другое лицо — alter ego — для передачи своего собственного «Я». Таким образом, художники часто запечатлевали самих себя в образе своих покровителей, облеченных величием и властью. При этом полное сходство не всегда является обязательным — иногда для самоидентификации достаточно даже одной характерной черты. Так, например, Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David), написал Наполеона с такими же, как у себя, двумя локонами на лбу. Эти же два давидовских локона можно увидеть выбивающимися из-под тюрбана на лицо Марата в знаменитой картине художника «Смерть Марата» (1793).
Интересно, что процесс привнесения собственных черт в облик модели работает и в обратную сторону. Придворный живописец Людовика XIV Иасент Риго (Hyacinthe Rigaud) вначале перенес некоторые черты из своего раннего автопортрета (в тюрбане) в парадный портрет своего покровителя. А впоследствии, уже после смерти Людовика, когда Риго попросили написать свой автопортрет для галереи Уффици, он осмелел и «примерил» на себя королевскую прическу, которая довершила удивительное сходство образов монарха и его придворного живописца.
Наиболее ярко теория Абрахамса проступает в составленной им галерее портретов британских монархов и автопортретов создавших их художников. Зачастую сходство изображаемых лиц настолько поразительно, что дополнительные комментарии просто излишни. Абрахамс вновь пишет о том, что эти изображения королей и королев представляют собой не что иное, как отражение alter ego художника. Абрахамс даже вводит для этого явления специальный термин «слияние лиц», при котором одна или несколько черт автора соединяются с чертами модели, в результате чего конечное изображение становится похоже и на автора, и на его модель. Художники часто используют прическу, освещение и позу как для того, чтобы замаскировать сходство, так и для того, чтобы это сходство подчеркнуть.
Самые ранние примеры «слияния лиц», можно найти в работах английских художников XVII века Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard) и Исаака Оливера (Isaak Oliver). Они оба создали портреты королевы Елизаветы I. Как пишет Абрахамс, один из ученых того времени отметил, что миниатюра с изображением английской королевы, выполненная Оливером, «несомненно…написана с натуры» и «пожалуй, имеет самое большое сходство» со своим реальным прототипом. Однако сегодня, благодаря компьютерному анализу Абрахамса, мы можем сами зрительно сопоставить образы Елизаветы и написавшего ее художника и убедиться в том, что этот портрет также несет некоторые черты своего автора.
Сходство в изображениях портретиста и портретируемого прослеживается в британской живописи и в дальнейшем. Придворный художник Годфри Неллер (Gottfried Kneller, Godfrey Kneller) вносил свои черты почти в каждый из портретов, над которым работал. Один из его современников рассказывал о том, что двум супругам, посетившим мастерскую Неллера, пришлось спрашивать, на каком из полотен изображен их сын, потому что они не смогли его узнать. Нечто подобное происходит и с произведениями портретиста Питера Лели (Peter Lely). Можно сказать, что изображенные на них люди настолько напоминают автора, что их близость с реальной моделью даже становится сомнительной. Абрахамс пишет о том, что «по меньшей мере, двое современников Питера Лели выражали недовольство тем, что лица на его портретах слишком похожи друг на друга. А один из них даже предположил, что художник чересчур увлекся изучением своих собственных черт». Феномену «слияния лиц» также поддавались такие известные художники, как Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) и Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds); последний написал королей Георга III и Георга IV удивительно похожими на самого себя в своих автопортретах.
Удивительно, что вопрос о сходстве между художником и изображенной моделью в большинстве случаев игнорировался. Хотя, как рассказал Абрахамс в интервью The Observer, «всегда считалось, что есть художники, которые умеют изображать окружающий мир “таким, какой он есть”, и есть художники “поэтичные”, которые изображают мир таким, каким себе его представляют… Все, что мы видим вокруг себя, мы в любом случае воспринимаем через призму своего сознания. Мы можем только интерпретировать то, что мы видим, при помощи того, что мы знаем. Великие художники инстинктивно это понимали, и умышленно писали свои собственные лица, когда от них требовалось изображение реального окружающего мира. Это очень напоминает то, как мы смотрим на своих детей — и видим в них отражение самих себя».
Конечно, теорию Абрахамса можно назвать спорной. Однако многие примеры, которые он приводит на своем сайте в качестве доказательства, действительно поражают. Одно из этих удивительных сопоставлений — портрет королевы Елизаветы II, написанный в 2001 году, и автопортрет выполнившего его художника, Лусиена Фрейда (Lucian Freud). При сравнении хорошо видно не только сходство лиц, но также заметно, что прическа Фрейда и по форме, и по цвету повторяет бриллиантовый крест на короне Елизаветы. Эти картины особенно поражают еще и потому, что представляют двух ныне здравствующих персон. К тому же обе работы выполнены одним из самых знаменитых художников современности. Все это очень ярко свидетельствует о том, что стремление живописцев к отображению своего «Я» в облике портретируемой модели существует и по сей день.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080917_self_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080917_self_portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.