Ирина Антонова: Не думала, что останусь в музее так надолго...
Интервью с директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой публикует издание «Собеседник»
Без малого полвека Ирина Александровна Антонова возглавляет ГМИИ им. А. С. Пушкина. «Золотыми годами» музея она считает вторую половину 1960-х, вплоть до перестройки. Еще бы! Тогда ГМИИ по новаторским замыслам сравнивали с Театром на Таганке. Громкие выставки, «Декабрьские вечера»… Все это благодаря энергии Ирины Александровны. И сейчас музей не уступает своим «золотым годам». В ноябре, например, запланирована выставка предтечи импрессионизма Джозефа Тернера, о которой многим мировым музеям приходится лишь мечтать. А в мае в Москве стали развешивать увеличенные репродукции самых известных работ из собрания ГМИИ. Такое пока было только в Лондоне. После Москвы — будет в Нью-Йорке.
Динамичная власть
— Поздравляю! Став президентом, Дмитрий Медведев, можно сказать, первым делом — сразу после инаугурации — выделил музею деньги на реконструкцию и создание «музейского городка» вокруг ГМИИ. Пока — 4,5 миллиарда рублей, к 100-летию музея в 2012 году.
— Вообще-то мы к этому решению шли несколько лет. Даже создали попечительский совет, председателем которого был до инаугурации Дмитрий Анатольевич. Но решение — это пока еще не деньги. Заседание правительства состоялось 5 июня, а постановление было издано 17 июня. Все это время мы плотно готовили бумаги.
— А строить будет Норман Фостер?
— Там посмотрим. Ведь будет объявлен конкурс. Но концепцию его проекта мы уже оплатили.
— Вы встречались с Дмитрием Медведевым на заседаниях попечительского совета. Какой он?
— Молодой, необыкновенно динамичный. У меня впечатление, что Медведев хочет помочь музею. Уже то, что он, будучи вице-премьером, дал согласие возглавить совет, говорит о многом. После первого же заседания он дал распоряжение готовить постановление правительства, и в разных министерствах сразу же началась подготовительная работа. В совете и глава МЭРТ Эльвира Набиуллина (она теперь возглавила совет), и глава Сбербанка Герман Греф, и Рубен Варданян («Тройка-Диалог»), и Алишер Усманов, и многие другие… Что мне нравится в них? Это хорошо образованные люди, высокие профессионалы, они сразу схватывают ситуацию, хотя совсем не обязаны быть в курсе специфических музейных проблем. В их искренность я верю — например, я видела, как Эльвира Набиуллина ищет выход из положения, подсказывает, как повернуть дело в пользу музея — там ведь много подводных камней.
— То есть вы оцениваете власть с такой точки зрения: хорошо или плохо наши высшие чиновники относятся к ГМИИ?
— Это же не просто отношение к музею. Раньше я этих людей не знала, они не мои личные знакомые. Главное, что они понимают значение учреждений культуры для страны, для общего ее развития. А культура сейчас, возможно, одно из решающих обстоятельств для создания новых деловых людей и всех тех, кто стремится поднять Россию на другой уровень жизни. Мне кажется, в них все это есть, они хотят работать. А это симпатично.
— Коллеги этих симпатичных людей чуть не отменили (а может, еще настоят на этом) должности музейных научных сотрудников…
— Я уверена, это недоразумение. Этого просто не может быть! Думаю, сейчас все это будет поправлено. Иначе произойдет катастрофа. Из музеев уйдут последние специалисты, музеи превратятся в коллективы ключников — тех, кто открывает и запирает шкафы, но не представляет, что именно хранит, как это называется. Такие ключники не смогут написать ни одной этикетки, особенно в музеях зарубежного искусства. Не говоря уж о создании каталогов и исследовании коллекций. Это придумали какие-то незнающие люди. Я не верю, чтобы так было.
Музеям сейчас гораздо важнее решить совсем другие проблемы. Например, нам нужны специалисты по Древнему Египту, Ассирии, Средним векам, античности, Риму, странам Западной Европы, всей Америки… А у нас сегодня нет ни одного, кто бы занимался, к примеру, Средними веками. Их уже не готовят. В результате в музее есть целый ряд коллекций, которые просто на хранении — с ними никто не работает. Или вот, скажем, у нас работал Юрий Александрович Савельев — ученый, который читал клинопись. Он, к сожалению, умер… Мы сделали запрос в МГУ, РГГУ и другие гуманитарные вузы на подготовку ряда специалистов. Но что получится, не знаю.
Или возьмите проблему реставрации. Как правило, в музеях нет условий для организации хороших мастерских (им бы хранилища нормальные оборудовать, с температурными режимами, заданными параметрами влажности…). Вот у нас даже и деньги есть, мы могли бы купить оборудование — но нам некуда его поставить. А про охрану и говорить нечего — для решения этой проблемы нужна современная техника, позволяющая всякого рода просмотры. Чтобы даже если и заведется какая паршивая овца в коллективе, она не смогла развернуться. Нам в ГМИИ удалось обеспечить в наших залах достойный уровень охраны, но для многих музеев это большая проблема.
— Между тем новый министр культуры Александр Авдеев призывает броситься в другую крайность — передать все музеи богатым людям, решив таким образом все музейные проблемы…
— Я глубоко убеждена, что музеи не должны существовать на деньги спонсоров. До недавнего времени власть плохо понимала, что культура — это дело государственное. Мол, мы сначала накормим народ, а потом дадим ему культуру. Так нельзя. Если нет баланса между материальным и духовным, в людях теряется нравственный закон. Однако ситуация меняется. И в бизнесе, и в системе власти появились люди, которые понимают необходимость поддерживать базовые ценности нашей жизни, одной из которых является культура.
На рубеже эпох
— Вы пришли в музей еще в войну — в апреле 1945-го. Директором стали в 1961-м. Вышло, что музей вы выбрали себе «на жизнь». Сами сюда пришли или по распределению?
— После института мне предлагали Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами (ВОКС). А мой научный руководитель, профессор, у которого я писала диплом, Борис Робертович Виппер, был зам. директора по науке в ГМИИ. И он пригласил меня сюда. Я пришла. Конечно, не думала, что останусь здесь так надолго. Потому что у меня характер был очень живой.
— Могу представить! Если вы и сейчас такая активная!
— Наш столяр-краснодеревщик Касьян Васильевич как-то увидел меня идущей по музею и говорит: «Ты что это, Александровна? Бывало, идешь, как сормовский паровоз, а сейчас — тащишься…» Действительно, в молодости я была «сормовским паровозом».
— Ничего себе «тащишься»! Вы столько всего успеваете, причем крупные проекты, день забит до отказа… А как вам удается сохранять столько энергии? Неужели все дело в папайе, о которой вы как-то рассказывали как о чудодейственном средстве?
— Мне многое интересно. Я заметила, как только кто-то из моих подруг перестает интересоваться окружающим, как только они начинают замечать свои болячки и считать себя старыми, сразу превращаются в старух. Иногда такое происходит и с молодыми — сидит перед тобой человек лет 30, а глаза потухшие, интереса к жизни в них нет. А еще я регенерируюсь в соленой воде. Когда-то была хорошей пловчихой, мой тренер говорил: «У тебя спина идет». На всю жизнь для меня это осталось — хочешь немного прийти в себя, надо поехать поплавать. Вот и недавно я уезжала на юг.
— Вы — свидетель и военной жизни, и послевоенной, и хрущевской оттепели, и брежневского застоя, и перестройки, и, наконец, наших «капиталистических» времен. При каком режиме работалось удобнее?
— Везде свои трудности. Раньше это была несвобода — основные усилия уходили на то, чтобы выставку, какую мы задумали, разрешили. Или на то, чтобы преодолеть вмешательство некомпетентных людей. Смешно, но в 1966 году нас ругали за выставку Александра Тышлера — невиннейшего художника. Не без трудностей, но в 1981 году прошла выставка «Москва — Париж». А вот прижизненную выставку Марка Шагала (я была с ним хорошо знакома) мне сделать не дали. Потом я ее все-таки сделала, но Шагал уже умер… А главная проблема того времени — перманентная нехватка у музея денег. Постоянный «голодный паек» культуры. Началась перестройка. С одной стороны, невероятная эйфория: можно показать Кандинского и вообще все! С другой — совсем не было денег. Из бюджета мы получали только 18 процентов от положенного! Просто кошмар какой-то. Но и это пережили.
А сейчас много зависит от нас самих, можно рассчитывать на свои силы. И это мне в принципе импонирует больше всего. Хотя по-прежнему трудно — и с финансированием, и с организацией выставок, особенно зарубежных. Например, привез нам Дойче Банк свою коллекцию на выставку, а за вывоз полотен из России с банка запросили астрономическую сумму.
— Все, кто видел вас в трудные минуты, рассказывают о вашем хладнокровии. О том, что в моменты кризиса вы ведете себя четко и жестко. Жизнь закалила?
— Нет, это черта характера. Уж не знаю, как он образуется, в такие дебри я не залезала. Расскажу один эпизод из молодости. 1941 год, осень, война уже идет. Эшелон на Куйбышев, я еду с мамой (мы с ней были в эвакуации два месяца, потом вернулись, и я стала работать в госпитале, папа же сразу пошел на фронт). Только мы отъехали от Курского вокзала, всего километров пять, началась жуткая бомбежка. Поезд остановился, все бросились в кусты. А в вагоне у нас ехала беременная женщина, с очень большим животом. Она не могла выйти. Я осталась с ней. Она положила мне голову на колени, я ее обняла… И так мы сидели в пустом вагоне, пока бомбежка не кончилась. Потом вдруг все стихло, паровоз загудел, все вышли из кустов, сели в поезд, и мы поехали.
— Вам было всего 19 лет…
— Да. Мне просто в тот момент хватило выдержки. Так бывает. Значит, есть какая-то внутренняя опора на саму себя.
— Сейчас вы взяли очень важный рубеж, над которым работали несколько последних лет — получили деньги на реконструкцию и развитие. Какова следующая вершина?
— Во-первых, работа еще не началась: первый транш мы получим только в 2009 году. И потом, у меня уже очень почтенный возраст. Я была бы глупым человеком, если бы не думала, сколько мне отмерено. У меня много интересов, но уже сейчас я себя ограничиваю — например, реже хожу в театр.
Я сосредоточена на музее. Я должна добиться того, чтобы на протяжении ряда лет (до 2015 года) ГМИИ шел отдельной строкой в бюджете страны, чтобы все понимали: мы развиваем музей, строим музейный городок, как того хотел основатель музея Иван Цветаев. И я кладу весь свой ресурс, весь свой имиджевый капитал на это дело.
«Моя машина — моя крепость»
— В разных интервью вы очень скупо рассказываете о своей семье. Тепло говорите про своего мужа Евсея Иосифовича Ротенберга и почти никогда о других членах семьи…
— Мой муж — замечательный ученый. С 1944 по 1949 год он работал в ГМИИ, потом 17 лет в Академии художеств, был завсектором в Институте истории искусствознания… Он на два года старше меня. Возраст солидный, но продолжает работать в секторе зарубежного искусства института, много пишет. Еще у меня была сводная сестра по линии отца, Галина Антонова. Она недавно умерла. Галина — заслуженный художник России, художник по стеклу. Отец, кстати, тоже занимался стеклом. Он был специалистом по стеклу, директором экспериментального института стекла.
— Правда, что вы сами водите машину?
— Да, и очень люблю это. У меня права с 1964 года. Я даже вывела для себя формулу: «Моя машина — моя крепость». Я за рулем отдыхаю от суеты рабочих встреч. У меня маленький «Фиат», сейчас хочу заказать себе «Ниссан» — видела на выставке маленькую такую, она уже продается в России. Для меня главное в машине — безопасность, а не скорость. Пробки меня не раздражают, я иногда в них даже умудряюсь читать.
— А какую живность держите? Собаку?
— Когда был жив папа, у нас были собаки — папа увлекался охотой и держал ирландских сеттеров. Но когда папа умер, собак в семье не стало. Была кошка, она жила у нас 16 лет. Если я успею выйти на пенсию, заведу собаку.
— Кто же вам поверит, что вы сможете жить без музея?
— А сейчас у меня кот Персей, очень пушистый. Ему 7 лет, я взяла его двухмесячным. Это колорпойнт, породу вывели в 1956 году в США. Первого котенка привез сюда один ученый. У моего кота потрясающая родословная. Так что я ему иногда говорю: «У тебя прапрадедушка — нобелевский лауреат». Это совершенно замечательное животное. Чтобы обнаружить в себе объемы любви, надо было завести такого кота. Я и не думала, что способна на такую любовь, считала, что уже достаточно очерствела…
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080814_irina_antonova.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080814_irina_antonova.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.