Art Investment

Рынок современного искусства за год. Факты и цифры

Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. Приводим краткие выдержки из этого обзора

Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. В расчет брались аукционные результаты художников, рожденных после 1945 года. Приводим краткие выдержки из этого обзора.

Сегмент современного искусства за рассматриваемый период подрос на 15 % (на 140 миллионов евро) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (июль 2011 — июнь 2012) и сейчас отвечает за 13 % от глобальной аукционной прибыли. Оборот сегмента впервые составил свыше 1 миллиарда евро (около 1,05 миллиарда евро). И обусловлено это не столько увеличением количества проданных лотов (за последний год было продано примерно столько же, сколько за предыдущий, — около 45 000 лотов), сколько ростом цен на произведения ключевых художников — Баскии, Кунса, Дойга и других лидеров сегмента. Их работы в отдельных случаях сыграли даже лучше, чем произведения их старших коллег — модернистов. Скажем, лучший результат Баскии в минувшем году был выше, чем у Клода Моне или Пикассо, а рекорд «Тюльпанов» Джеффа Кунса оказался солидней самого дорогого Джакометти минувшего года.

Рынок искусства за год по сегментам (июль 2012 — июнь 2013)

Сегмент

Доля рынка, %

Искусство модернизма

47,6

Послевоенное искусство

20,6

Современное искусство

13

Искусство XIX века

9,5

Искусство Старых Мастеров

9,4

Топ-10 современных художников по обороту в США (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Жан-Мишель Баския (1960–1988)

101 687 320

49

33 508 050

2

Джефф Кунс (1955)

38 915 011

48

23 631 000

3

Кристофер Вул (1955)

17 320 975

28

2 713 550

4

Марк Гротьян (1968)

12 831 991

18

4 774 620

5

Ричард Принс (1949)

8 377 700

42

924 120

6

Джон Каррин (1962)

7 494 460

13

1 927 000

7

Такаси Мураками (1962)

5 601 641

69

2 909 310

8

Аниш Капур (1954)

4 908 905

16

1 022 190

9

Рудольф Штингель (1956)

4 423 731

14

864 270

10

Джордж Кондо (1957)

3 920 493

34

866 470

Погоду на мировом рынке современного искусства в минувшем году делал прежде всего Нью-Йорк. Американский рынок современного искусства достиг рекордной суммарной выручки 353,773 миллиона евро — на 56 % больше, чем в предыдущем году. Кроме того, 45 % всех семизначных аукционных результатов рассматриваемого периода были достигнуты в США (еще 25 % аукционных сделок дороже миллиона евро состоялисьв Лондоне; 25 % — в Китае и еще 5 % — во Франции и всех остальных странах). Такой успех объясняется самыми высокими ценовыми индексами у современных американских авторов. Их работы вновь бьют рекорды, в то время как спекулятивный спрос на искусство некоторых молодых китайских художников пошел на спад.

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ Затуманенные головы (Dustheads). 1982
ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ
Затуманенные головы (Dustheads). 1982
Christie’s. 15.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 19,25–26,9 миллиона евро
Цена: 33,5 миллиона евро
Источник: christies.com
ДЖЕФФ КУНС Тюльпаны. 1995–2004
ДЖЕФФ КУНС
Тюльпаны. 1995–2004
Christie’s. 14.11.2012
Эстимейт по запросу
Цена: 23,63 миллиона евро
Источник: christies.com
КРИСТОФЕР ВУЛ И если. 1992
КРИСТОФЕР ВУЛ И если. 1992
Phillips. 16.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 2,71–3,48 миллиона евро
Цена: 2,71 миллиона евро
Источник: phillips.com
МАРК ГРОТЬЯН Без названия
МАРК ГРОТЬЯН Без названия (Стандартный Лотос № 11, Птица в Раю, Лицо с пастью тигра 44.01)
Christie’s. 13.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,92 миллиона евро
Цена: 4,77 миллиона евро
Источник: christies.com

Если взять тройку лидеров американского рынка — Баскию, Кунса и Вула — их работы за минувший год принесли 228 миллионов евро, т.е. 21,7 % всего мирового рынка современного искусства обеспечило это трио. Один только Жан-Мишель Баския чего стоит! Его оборот составляет почти 30 % от всего оборота современного искусства в США. Место США в общем рейтинге напрямую зависит от успеха его работ на арт-рынке: не было бы работ Баскии, Китай выбился бы в лидеры.

Топ-10 современных художников по обороту в Китае (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Цзэн Фаньчжи (1964)

21 402 925

42

2 589 600

2

Чжоу Чунья (1955)

18 901 910

100

3 164 200

3

Чэнь Ифэй (1946–2005)

16 762 725

38

2 849 000

4

Ян Фэйюнь (1954)

11 415 148

41

1 843 500

5

Ай Сюань (1947)

9 092 908

45

994 200

6

Ван Идун (1955)

8 033 091

30

1 590 720

7

Лю Вэй (1965)

7 915 686

37

1 484 850

8

Ло Чжунли (1948)

7 878 003

53

902 250

9

Чжан Сяоган (1958)

7 654 604

25

1 781 820

10

Ван Минмин (1952)

7 505 548

126

598 080

Китайский рынок современного искусства буквально наступает на пятки американскому: его годовой оборот в Поднебесной достиг 353,57 миллиона долларов — всего на 20 миллионов меньше, чем в США. А ведь китайский арт-рынок существенно сократил обороты за последнее время: на 7,6 % упали продажи изящного искусства в целом, а продажи только современного искусства снизились на 5,9 %.

Современное искусство все лучше продается в Гонконге. На этом рынке уже не один десяток лет работают Christie’s и Sotheby’s. Если десять лет назад их гонконгские площадки отвечали только за 2 % и 0,1 % от их суммарной выручки в сегменте современного искусства, то теперь у Christie’s 13 % сделок с современным искусством совершаются в Гонконге, а у Sotheby’s этот показатель еще выше — 16 %. Здесь же обустраиваются западные галереи, а в марте 2013 года арт-ярмарка Art HK впервые прошла под брендом Art Basel.

ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тигр. 2011
ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тигр. 2011
Christie’s. 13.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,9 миллиона евро
Цена: 3,69 миллиона евро
Источник: christies.com
ЧЖАН СЯОГАН Тяньаньмэнь № 1
ЧЖАН СЯОГАН Тяньаньмэнь № 1
Sotheby's. 07.10.2012
Оценка аукциона (эстимейт): 1,48–2,47 миллиона евро
Цена: 1,78 миллиона евро
Источник: sothebys.com

Что же до материкового Китая, здесь современное искусство в скором времени будет популяризировать грандиозный музей «М+», который по своим масштабам и размеру коллекции будет сродни Центру Помпиду, МоМА или Тейт Модерн. В экспозиции будет не менее 2 000 работ, созданных после 1950 года. Кроме того, на арт-рынок материкового Китая наконец прорвались Christie’s и Sotheby’s. Sotheby’s заключил соглашение с пекинской правительственной фирмой Gehua Art Company на ближайшие 10 лет. А Christie’s 26 сентября 2013 провел свой первый аукцион в Шанхае, выручивший 25 миллионов долларов.

Топ-15 мировых столиц рынка современного искусства (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Город

Годовой аукционный
оборот,
евро

1

Нью-Йорк

344 475 704

2

Лондон

220 025 081

3

Пекин

203 799 299

4

Гонконг

97 215 616

5

Париж

26 629 695

6

Шанхай

23 866 241

7

Нанкин

13 007 577

8

Тайбэй

9 560 449

9

Ханчжоу

9 020 604

10

Гуанчжоу

8 894 472

11

Стамбул

6 781 180

12

Доха

6 346 160

13

Стокгольм

5 699 703

14

Сингапур

4 457 750

15

Дубай

4 339 065

Главными игроками на рынке современного искусства по-прежнему остаются аукционные дома Christie’s и Sotheby’s. Вместе они отвечают за добрую половину его глобального оборота (573 миллиона евро). При этом Christie’s за минувший год (июль 2012 — июнь 2013) достиг рекордной выручки по этому сегменту: 355 миллионов евро (на 45 % больше, чем в предыдущем году). Доля Christie’s на мировом рынке современного искусства составила 33,7 %. Позиции Sotheby’s слабее: 21%-ная доля рынка и годовой оборот 219 миллионов евро. Надо понимать, что эти результаты были по большей части обеспечены продажами произведений в топ-сегменте. Конкуренция за топ-лоты становится все более жесткой; чтобы заполучить редкие произведения на свои торги, Christie’s и Sotheby’s приходится устанавливать «гарантированную цену» покупки (в случае если лот ее не достигнет, аукционный дом доплатит недостающую сумму); сдатчикам также могут снизить комиссию; была увеличена комиссия покупателя Buyer’s Premium.

Топ-5 аукционных домов по обороту современного искусства за год

№ п/п

Аукционный дом

Годовой оборот, евро

1

Christie’s

353 666 369

2

Sotheby’s

219 505 544

3

Phillips

90 174 890

4

Poly International Auction Co

75 561 291

5

China Guardian Auctions

33 567 826

К топ-сегменту рынка современного искусства в обзоре Artprice были отнесены все лоты, достигшие цены молотка свыше 500 тысяч евро. Таковых за прошедший год было всего 308. Это лишь 0,69 % от общего количества проданных за год лотов, однако эти несколько сотен работ принесли основную долю дохода в сегменте современного искусства.

Какие современные произведения продаются дороже полумиллиона евро? Лет пятнадцать назад ключевыми факторами ценообразования были престиж автора и уникальность работы. Как правило, росли и растут в цене работы уже умерших авторов: их наследие уже не будет расширяться, многие работы расходятся по музеям, а значит, за оставшиеся в частных руках произведения чем дальше, тем больше будут платить. Однако в последние годы наблюдаются и другие тенденции: коллекционеры готовы покупать за десятки миллионов работы ныне здравствующих авторов, к тому же произведения существующие не в единственном экземпляре. Самый очевидный пример — серийные работы Джеффа Кунса: «Розовые пантеры», «Собачки из воздушных шариков», «Тюльпаны», отлитые в количестве 3–5 штук, ставят все новые рекорды в аукционных залах. Эту же тенденцию прекрасно иллюстрирует рост цен на работы всемирно известных фотографов — Синди Шерман, Хироши Сугимото, Ричарда Принса, Джеффа Уолла и Андреаса Гурски. Тиражные снимки этих еще не старых фотографов уходят с молотка за семизначные суммы.

АНДРЕАС ГУРСКИ Чикагская торговая палата III. 1999–2009
АНДРЕАС ГУРСКИ Чикагская торговая
палата III. 1999–2009
Sotheby’s. 26.06.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 706–942 тысячи евро
Цена: 2,178 миллиона евро
Источник: sothebys.com
СИНДИ ШЕРМАН Без названия #85. 1981
СИНДИ ШЕРМАН Без названия #85. 1981
Christie’s. 15.05.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 462–616 тысяч евро
Цена: 500 тысяч евро
Источник: christies.com

Входной билет в топ-100 лотов года за десять лет подорожал в десять раз: в 2002–2003 годах он стоил чуть больше 100 тысяч евро; теперь же первую сотню лотов, проданных на открытых торгах за год, замыкает работа очередного китайского художника (если кому-то интересно, его зовут Сюй Циньсун — Xu Qinsong) за 1,099 миллиона евро. С первым местом картина и того нагляднее: в период с июля 2002 по июнь 2003 самым дорогим произведением современного искусства был мраморный «Автопортрет» Джеффа Кунса за 1,8 миллиона евро; в минувшем году за «Затуманенные головы» Жана-Мишеля Баскии заплатили 33,5 миллиона евро, т.е. в 18 раз больше!

Топ-10 современных художников по обороту в Европе (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Аукционный оборот, евро

Продано лотов

Лучшая цена молотка, евро

1

Жан-Мишель Баския (1960–1988)

60 842 711

32

19 617 490

2

Питер Дойг (1959)

19 189 862

31

7 926 760

3

Дэмиен Херст (1965)

11 440 566

147

1 981 690

4

Андреас Гурски (1955)

8 619 646

35

2 178 375

5

Кристофер Вул (1955)

7 944 480

10

2 331 400

6

Аниш Капур (1954)

7 355 125

31

1 120 145

7

Мартин Киппенбергер (1953–1997)

5 899 475

27

3 480 400

8

Кит Харинг (1958–1990)

4 755 010

135

907 390

9

Шон Скалли (1945)

4 113 627

37

619 150

10

Мигель Барсело (1957)

3 844 923

33

2 237 400

Росту спроса на современное искусство способствует приток новых покупателей. По данным Christie’s, в первом квартале 2013 года на их торгах регистрировались участники из 128 стран, из них 10 % составляли новички. Десять лет назад на рынке современного искусства все решали исключительно американцы и европейцы; теперь все большее влияние на него оказывают коллекционеры из Китая, России, Индии, Латинской Америки и стран Ближнего Востока. Особенно стремительно растет спрос на современное искусство в богатых странах Персидского залива, причем интерес к нему культивируется в правящих кругах. Среди главных покупателей — королевская династия Катара, а точнее, шейха Аль-Маясса, возглавляющая Музейное ведомство Катара. Интересно, что в странах Ближнего Востока покупают как местных молодых художников, так и всемирно известных знаменитостей вроде Херста. Доха и Дубай уже занимают соответственно 12-е и 15-е места по обороту современного искусства в мире.

ПИТЕР ДОЙГ Дом архитектора в лощине. 1991
ПИТЕР ДОЙГ Дом архитектора в лощине. 1991
Christie's. 13.02.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 4,66–6,99 миллиона евро
Цена: 7,926 миллиона евро
Источник: christies.com
ДЭМИЕН ХЕРСТ Вдали от стада (в разрезе). 1995
ДЭМИЕН ХЕРСТ Вдали от стада (в разрезе). 1995
Christie’s. 13.02.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 2–2,9 миллиона евро
Цена: 1,98 миллиона евро
Источник: christies.com

Положение топ-сегмента зависит от количества игроков в нем, т.е. тех, кто может себе позволить здесь покупки. Коллекционеров с состоянием от 30 миллионов долларов и выше за прошедший год стало больше в США (+ 3,3 % — 65 300 человек), в Латинской Америке (+ 3,5 % — 14 750 человек), на Ближнем Востоке (+ 2,2 % — 4 600 человек). В Европе и Азии, напротив, количество супербогатых сократилось: в Европе на 1,9 % — до 53 440 человек; в Азии (в основном в Индии, Японии и Китае) богачей стало меньше на 2,1 % (осталось 43000 человек).

Топ-20 современных художников по аукционному обороту за год (июль 2012 — июнь 2013)

№ п/п

Художник

Страна

Годовой аукционный оборот, евро

Лотов продано

Лучший результат, евро

1

Жан-Мишель Баския (1960–1988)

США

162 555 511

82

33 508 050

2

Джефф Кунс (1955)

США

40 142 093

80

23 631 000

3

Кристофер Вул (1955)

США

25 265 455

38

2 713 550

4

Цзэн Фаньчжи (1964)

Китай

25 190 936

45

3 696 480

5

Чжоу Чунья (1955)

Китай

23 969 198

120

3 164 200

6

Питер Дойг (1959)

Великобритания

19 746 316

36

7 926 760

7

Чэнь Ифэй (1946–2005)

Китай

16 777 891

41

2 849 000

8

Дэмиен Херст (1965)

Великобритания

16 605 716

225

1 981 690

9

Марк Гротьян (1968)

США

14 675 837

24

4 774 620

10

Андреас Гурски (1955)

Германия

12 345 961

48

2 178 375

11

Аниш Капур (1954)

Индия

12 284 940

49

1 120 145

12

Ян Фэйюнь (1954)

Китай

11 415 148

41

1 843 500

13

Ричард Принс (1949)

США

10 464 414

62

924 120

14

Джон Каррин (1962)

США

10 140 817

16

1 927 000

15

Ай Сюань (1947)

Китай

9 242 400

46

994 200

16

Нара Йошимото (1959)

Япония

9 062 529

161

782 340

17

Чжан Сяоган (1958)

Китай

8 659 574

52

1 781 820

18

Ло Чжунли (1948)

Китай

8 609 207

56

902 250

19

Кит Харинг (1958–1990)

США

8 408 119

212

907 390

20

Рудольф Штингель (1956)

Италия

8 366 581

29

864 27

 

Источники: artprice.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Опубликованный топ-500 artprice.com (мы привели из него первую двадцатку) — это рейтинг современных художников по аукционному обороту за год. То есть ранжируются общие кассовые сборы отдельных авторов.

На первом месте довольно предсказуемо стоит фамилия Жана-Мишеля Баскии. Это художник-легенда, граффити-райтер (графитчик), ставший звездой нью-йоркского неоэкспрессионизма 1980-х. Вечно молодой. Баския умер в 1988 году от передозировки, не дожив и до 28 лет. При жизни двухметровые холсты Баскии, уже достигшего успеха художника круга Уорхола, стоили 20–25 тысяч долларов. В начале 2000-х они стали подбираться к миллиону, и это казалось невероятным. Лет пять назад за них стали просить порядка 3 миллионов долларов. А сейчас они уже уверенно продаются в диапазоне 5–10 миллионов долларов, а лучшие вещи переходят отметку в 30 миллионов долларов. По статистике, 100 долларов, вложенные в Баскию в 1999 году, к настоящему моменту превратились в 929 долларов. Интересно, что Баскию на аукционах активно покупают не только американцы, но и немцы, которые знают толк в экспрессионистах.

Входящие в топ-10 по обороту художники Джефф Кунс (2-е место), Питер Дойг (6-е место), Дэмиен Херст (8-е место) — это знаменитые люди, которые также входят в топ-5 самых дорогих ныне живущих художников по версии artinvestment.ru. Это признанные новаторы, а рыночный успех как раз сопутствует художникам, которые предложили что-то новое. Кроме мастодонтов современного искусства, в рейтинг на 9-е место попал Марк Гротьян — 45-летний американский художник, которым занимается галерея Гагосяна. Карьера автора самобытных абстрактных бабочек развивается крайне стремительно.

Что касается китайских художников, которые оккупировали почти половину рейтинга, то это вполне вписывается в общую картину. Представители страны, пострадавшей от «культурной революции», стремительно наверстывают упущенное. Китайцы, например, активно скупают свой антиквариат по всему миру, в том числе и в московских галереях. Но в отличие от нас они еще и активно развивают свое современное искусство — строят залы, музеи, активно покупают на аукционах. В результате весь мир им удивляется и про них говорит. И цены запредельные. Рекордсмен по годовому аукционному обороту — Цзэн Фаньчжи (1964) — 25 миллионов евро за год, 45 проданных на торгах произведений, самое дорогое из которых стоило свыше 3,6 миллиона евро. Можно ли говорить, что рынок китайского искусства перегрет и «пузырится»? Наверняка, не без того. На наш взгляд, для неквалифицированного инвестора это довольно рискованная зона, а происходящие на нем процессы не всегда поддаются логическому объяснению.

В России коллекционеров современного западного искусства, а также галерей, предлагающих работы современных западных художников, довольно мало. Нам бы со своим современным искусством разобраться и научиться его поддерживать. Как китайцы. Но это временные сложности. Главное, что на рынке есть движущие силы, а значит, процесс этот будет набирать силу.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20131025_artprice_contemporary_art_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20131025_artprice_contemporary_art_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».