Рынок современного искусства за год. Факты и цифры
Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. Приводим краткие выдержки из этого обзора
Интернет-ресурс artprice.com опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении рынка современного искусства за последний год. Рассматривался период с июля 2012 года по июнь 2013-го. В расчет брались аукционные результаты художников, рожденных после 1945 года. Приводим краткие выдержки из этого обзора.
Сегмент современного искусства за рассматриваемый период подрос на 15 % (на 140 миллионов евро) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (июль 2011 — июнь 2012) и сейчас отвечает за 13 % от глобальной аукционной прибыли. Оборот сегмента впервые составил свыше 1 миллиарда евро (около 1,05 миллиарда евро). И обусловлено это не столько увеличением количества проданных лотов (за последний год было продано примерно столько же, сколько за предыдущий, — около 45 000 лотов), сколько ростом цен на произведения ключевых художников — Баскии, Кунса, Дойга и других лидеров сегмента. Их работы в отдельных случаях сыграли даже лучше, чем произведения их старших коллег — модернистов. Скажем, лучший результат Баскии в минувшем году был выше, чем у Клода Моне или Пикассо, а рекорд «Тюльпанов» Джеффа Кунса оказался солидней самого дорогого Джакометти минувшего года.
Рынок искусства за год по сегментам (июль 2012 — июнь 2013)
Сегмент | Доля рынка, % |
Искусство модернизма | 47,6 |
Послевоенное искусство | 20,6 |
Современное искусство | 13 |
Искусство XIX века | 9,5 |
Искусство Старых Мастеров | 9,4 |
Топ-10 современных художников по обороту в США (июль 2012 — июнь 2013)
№ п/п | Художник | Аукционный оборот, евро | Продано лотов | Лучшая цена молотка, евро |
1 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 101 687 320 | 49 | 33 508 050 |
2 | Джефф Кунс (1955) | 38 915 011 | 48 | 23 631 000 |
3 | Кристофер Вул (1955) | 17 320 975 | 28 | 2 713 550 |
4 | Марк Гротьян (1968) | 12 831 991 | 18 | 4 774 620 |
5 | Ричард Принс (1949) | 8 377 700 | 42 | 924 120 |
6 | Джон Каррин (1962) | 7 494 460 | 13 | 1 927 000 |
7 | Такаси Мураками (1962) | 5 601 641 | 69 | 2 909 310 |
8 | Аниш Капур (1954) | 4 908 905 | 16 | 1 022 190 |
9 | Рудольф Штингель (1956) | 4 423 731 | 14 | 864 270 |
10 | Джордж Кондо (1957) | 3 920 493 | 34 | 866 470 |
Погоду на мировом рынке современного искусства в минувшем году делал прежде всего Нью-Йорк. Американский рынок современного искусства достиг рекордной суммарной выручки 353,773 миллиона евро — на 56 % больше, чем в предыдущем году. Кроме того, 45 % всех семизначных аукционных результатов рассматриваемого периода были достигнуты в США (еще 25 % аукционных сделок дороже миллиона евро состоялисьв Лондоне; 25 % — в Китае и еще 5 % — во Франции и всех остальных странах). Такой успех объясняется самыми высокими ценовыми индексами у современных американских авторов. Их работы вновь бьют рекорды, в то время как спекулятивный спрос на искусство некоторых молодых китайских художников пошел на спад.
ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ Затуманенные головы (Dustheads). 1982 Christie’s. 15.05.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 19,25–26,9 миллиона евро Цена: 33,5 миллиона евро Источник: christies.com | ДЖЕФФ КУНС Тюльпаны. 1995–2004 Christie’s. 14.11.2012 Эстимейт по запросу Цена: 23,63 миллиона евро Источник: christies.com |
КРИСТОФЕР ВУЛ И если. 1992 Phillips. 16.05.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 2,71–3,48 миллиона евро Цена: 2,71 миллиона евро Источник: phillips.com | МАРК ГРОТЬЯН Без названия (Стандартный Лотос № 11, Птица в Раю, Лицо с пастью тигра 44.01) Christie’s. 13.05.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,92 миллиона евро Цена: 4,77 миллиона евро Источник: christies.com |
Если взять тройку лидеров американского рынка — Баскию, Кунса и Вула — их работы за минувший год принесли 228 миллионов евро, т.е. 21,7 % всего мирового рынка современного искусства обеспечило это трио. Один только Жан-Мишель Баския чего стоит! Его оборот составляет почти 30 % от всего оборота современного искусства в США. Место США в общем рейтинге напрямую зависит от успеха его работ на арт-рынке: не было бы работ Баскии, Китай выбился бы в лидеры.
Топ-10 современных художников по обороту в Китае (июль 2012 — июнь 2013)
№ п/п | Художник | Аукционный оборот, евро | Продано лотов | Лучшая цена молотка, евро |
1 | Цзэн Фаньчжи (1964) | 21 402 925 | 42 | 2 589 600 |
2 | Чжоу Чунья (1955) | 18 901 910 | 100 | 3 164 200 |
3 | Чэнь Ифэй (1946–2005) | 16 762 725 | 38 | 2 849 000 |
4 | Ян Фэйюнь (1954) | 11 415 148 | 41 | 1 843 500 |
5 | Ай Сюань (1947) | 9 092 908 | 45 | 994 200 |
6 | Ван Идун (1955) | 8 033 091 | 30 | 1 590 720 |
7 | Лю Вэй (1965) | 7 915 686 | 37 | 1 484 850 |
8 | Ло Чжунли (1948) | 7 878 003 | 53 | 902 250 |
9 | Чжан Сяоган (1958) | 7 654 604 | 25 | 1 781 820 |
10 | Ван Минмин (1952) | 7 505 548 | 126 | 598 080 |
Китайский рынок современного искусства буквально наступает на пятки американскому: его годовой оборот в Поднебесной достиг 353,57 миллиона долларов — всего на 20 миллионов меньше, чем в США. А ведь китайский арт-рынок существенно сократил обороты за последнее время: на 7,6 % упали продажи изящного искусства в целом, а продажи только современного искусства снизились на 5,9 %.
Современное искусство все лучше продается в Гонконге. На этом рынке уже не один десяток лет работают Christie’s и Sotheby’s. Если десять лет назад их гонконгские площадки отвечали только за 2 % и 0,1 % от их суммарной выручки в сегменте современного искусства, то теперь у Christie’s 13 % сделок с современным искусством совершаются в Гонконге, а у Sotheby’s этот показатель еще выше — 16 %. Здесь же обустраиваются западные галереи, а в марте 2013 года арт-ярмарка Art HK впервые прошла под брендом Art Basel.
ЦЗЭН ФАНЬЧЖИ Тигр. 2011 Christie’s. 13.05.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 1,15–1,9 миллиона евро Цена: 3,69 миллиона евро Источник: christies.com | ЧЖАН СЯОГАН Тяньаньмэнь № 1 Sotheby's. 07.10.2012 Оценка аукциона (эстимейт): 1,48–2,47 миллиона евро Цена: 1,78 миллиона евро Источник: sothebys.com |
Что же до материкового Китая, здесь современное искусство в скором времени будет популяризировать грандиозный музей «М+», который по своим масштабам и размеру коллекции будет сродни Центру Помпиду, МоМА или Тейт Модерн. В экспозиции будет не менее 2 000 работ, созданных после 1950 года. Кроме того, на арт-рынок материкового Китая наконец прорвались Christie’s и Sotheby’s. Sotheby’s заключил соглашение с пекинской правительственной фирмой Gehua Art Company на ближайшие 10 лет. А Christie’s 26 сентября 2013 провел свой первый аукцион в Шанхае, выручивший 25 миллионов долларов.
Топ-15 мировых столиц рынка современного искусства (июль 2012 — июнь 2013)
№ п/п | Город | Годовой аукционный |
1 | Нью-Йорк | 344 475 704 |
2 | Лондон | 220 025 081 |
3 | Пекин | 203 799 299 |
4 | Гонконг | 97 215 616 |
5 | Париж | 26 629 695 |
6 | Шанхай | 23 866 241 |
7 | Нанкин | 13 007 577 |
8 | Тайбэй | 9 560 449 |
9 | Ханчжоу | 9 020 604 |
10 | Гуанчжоу | 8 894 472 |
11 | Стамбул | 6 781 180 |
12 | Доха | 6 346 160 |
13 | Стокгольм | 5 699 703 |
14 | Сингапур | 4 457 750 |
15 | Дубай | 4 339 065 |
Главными игроками на рынке современного искусства по-прежнему остаются аукционные дома Christie’s и Sotheby’s. Вместе они отвечают за добрую половину его глобального оборота (573 миллиона евро). При этом Christie’s за минувший год (июль 2012 — июнь 2013) достиг рекордной выручки по этому сегменту: 355 миллионов евро (на 45 % больше, чем в предыдущем году). Доля Christie’s на мировом рынке современного искусства составила 33,7 %. Позиции Sotheby’s слабее: 21%-ная доля рынка и годовой оборот 219 миллионов евро. Надо понимать, что эти результаты были по большей части обеспечены продажами произведений в топ-сегменте. Конкуренция за топ-лоты становится все более жесткой; чтобы заполучить редкие произведения на свои торги, Christie’s и Sotheby’s приходится устанавливать «гарантированную цену» покупки (в случае если лот ее не достигнет, аукционный дом доплатит недостающую сумму); сдатчикам также могут снизить комиссию; была увеличена комиссия покупателя Buyer’s Premium.
Топ-5 аукционных домов по обороту современного искусства за год
№ п/п | Аукционный дом | Годовой оборот, евро |
1 | Christie’s | 353 666 369 |
2 | Sotheby’s | 219 505 544 |
3 | Phillips | 90 174 890 |
4 | Poly International Auction Co | 75 561 291 |
5 | China Guardian Auctions | 33 567 826 |
К топ-сегменту рынка современного искусства в обзоре Artprice были отнесены все лоты, достигшие цены молотка свыше 500 тысяч евро. Таковых за прошедший год было всего 308. Это лишь 0,69 % от общего количества проданных за год лотов, однако эти несколько сотен работ принесли основную долю дохода в сегменте современного искусства.
Какие современные произведения продаются дороже полумиллиона евро? Лет пятнадцать назад ключевыми факторами ценообразования были престиж автора и уникальность работы. Как правило, росли и растут в цене работы уже умерших авторов: их наследие уже не будет расширяться, многие работы расходятся по музеям, а значит, за оставшиеся в частных руках произведения чем дальше, тем больше будут платить. Однако в последние годы наблюдаются и другие тенденции: коллекционеры готовы покупать за десятки миллионов работы ныне здравствующих авторов, к тому же произведения существующие не в единственном экземпляре. Самый очевидный пример — серийные работы Джеффа Кунса: «Розовые пантеры», «Собачки из воздушных шариков», «Тюльпаны», отлитые в количестве 3–5 штук, ставят все новые рекорды в аукционных залах. Эту же тенденцию прекрасно иллюстрирует рост цен на работы всемирно известных фотографов — Синди Шерман, Хироши Сугимото, Ричарда Принса, Джеффа Уолла и Андреаса Гурски. Тиражные снимки этих еще не старых фотографов уходят с молотка за семизначные суммы.
АНДРЕАС ГУРСКИ Чикагская торговая палата III. 1999–2009 Sotheby’s. 26.06.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 706–942 тысячи евро Цена: 2,178 миллиона евро Источник: sothebys.com | СИНДИ ШЕРМАН Без названия #85. 1981 Christie’s. 15.05.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 462–616 тысяч евро Цена: 500 тысяч евро Источник: christies.com |
Входной билет в топ-100 лотов года за десять лет подорожал в десять раз: в 2002–2003 годах он стоил чуть больше 100 тысяч евро; теперь же первую сотню лотов, проданных на открытых торгах за год, замыкает работа очередного китайского художника (если кому-то интересно, его зовут Сюй Циньсун — Xu Qinsong) за 1,099 миллиона евро. С первым местом картина и того нагляднее: в период с июля 2002 по июнь 2003 самым дорогим произведением современного искусства был мраморный «Автопортрет» Джеффа Кунса за 1,8 миллиона евро; в минувшем году за «Затуманенные головы» Жана-Мишеля Баскии заплатили 33,5 миллиона евро, т.е. в 18 раз больше!
Топ-10 современных художников по обороту в Европе (июль 2012 — июнь 2013)
№ п/п | Художник | Аукционный оборот, евро | Продано лотов | Лучшая цена молотка, евро |
1 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | 60 842 711 | 32 | 19 617 490 |
2 | Питер Дойг (1959) | 19 189 862 | 31 | 7 926 760 |
3 | Дэмиен Херст (1965) | 11 440 566 | 147 | 1 981 690 |
4 | Андреас Гурски (1955) | 8 619 646 | 35 | 2 178 375 |
5 | Кристофер Вул (1955) | 7 944 480 | 10 | 2 331 400 |
6 | Аниш Капур (1954) | 7 355 125 | 31 | 1 120 145 |
7 | Мартин Киппенбергер (1953–1997) | 5 899 475 | 27 | 3 480 400 |
8 | Кит Харинг (1958–1990) | 4 755 010 | 135 | 907 390 |
9 | Шон Скалли (1945) | 4 113 627 | 37 | 619 150 |
10 | Мигель Барсело (1957) | 3 844 923 | 33 | 2 237 400 |
Росту спроса на современное искусство способствует приток новых покупателей. По данным Christie’s, в первом квартале 2013 года на их торгах регистрировались участники из 128 стран, из них 10 % составляли новички. Десять лет назад на рынке современного искусства все решали исключительно американцы и европейцы; теперь все большее влияние на него оказывают коллекционеры из Китая, России, Индии, Латинской Америки и стран Ближнего Востока. Особенно стремительно растет спрос на современное искусство в богатых странах Персидского залива, причем интерес к нему культивируется в правящих кругах. Среди главных покупателей — королевская династия Катара, а точнее, шейха Аль-Маясса, возглавляющая Музейное ведомство Катара. Интересно, что в странах Ближнего Востока покупают как местных молодых художников, так и всемирно известных знаменитостей вроде Херста. Доха и Дубай уже занимают соответственно 12-е и 15-е места по обороту современного искусства в мире.
ПИТЕР ДОЙГ Дом архитектора в лощине. 1991 Christie's. 13.02.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 4,66–6,99 миллиона евро Цена: 7,926 миллиона евро Источник: christies.com | ДЭМИЕН ХЕРСТ Вдали от стада (в разрезе). 1995 Christie’s. 13.02.2013 Оценка аукциона (эстимейт): 2–2,9 миллиона евро Цена: 1,98 миллиона евро Источник: christies.com |
Положение топ-сегмента зависит от количества игроков в нем, т.е. тех, кто может себе позволить здесь покупки. Коллекционеров с состоянием от 30 миллионов долларов и выше за прошедший год стало больше в США (+ 3,3 % — 65 300 человек), в Латинской Америке (+ 3,5 % — 14 750 человек), на Ближнем Востоке (+ 2,2 % — 4 600 человек). В Европе и Азии, напротив, количество супербогатых сократилось: в Европе на 1,9 % — до 53 440 человек; в Азии (в основном в Индии, Японии и Китае) богачей стало меньше на 2,1 % (осталось 43000 человек).
Топ-20 современных художников по аукционному обороту за год (июль 2012 — июнь 2013)
№ п/п | Художник | Страна | Годовой аукционный оборот, евро | Лотов продано | Лучший результат, евро |
1 | Жан-Мишель Баския (1960–1988) | США | 162 555 511 | 82 | 33 508 050 |
2 | Джефф Кунс (1955) | США | 40 142 093 | 80 | 23 631 000 |
3 | Кристофер Вул (1955) | США | 25 265 455 | 38 | 2 713 550 |
4 | Цзэн Фаньчжи (1964) | Китай | 25 190 936 | 45 | 3 696 480 |
5 | Чжоу Чунья (1955) | Китай | 23 969 198 | 120 | 3 164 200 |
6 | Питер Дойг (1959) | Великобритания | 19 746 316 | 36 | 7 926 760 |
7 | Чэнь Ифэй (1946–2005) | Китай | 16 777 891 | 41 | 2 849 000 |
8 | Дэмиен Херст (1965) | Великобритания | 16 605 716 | 225 | 1 981 690 |
9 | Марк Гротьян (1968) | США | 14 675 837 | 24 | 4 774 620 |
10 | Андреас Гурски (1955) | Германия | 12 345 961 | 48 | 2 178 375 |
11 | Аниш Капур (1954) | Индия | 12 284 940 | 49 | 1 120 145 |
12 | Ян Фэйюнь (1954) | Китай | 11 415 148 | 41 | 1 843 500 |
13 | Ричард Принс (1949) | США | 10 464 414 | 62 | 924 120 |
14 | Джон Каррин (1962) | США | 10 140 817 | 16 | 1 927 000 |
15 | Ай Сюань (1947) | Китай | 9 242 400 | 46 | 994 200 |
16 | Нара Йошимото (1959) | Япония | 9 062 529 | 161 | 782 340 |
17 | Чжан Сяоган (1958) | Китай | 8 659 574 | 52 | 1 781 820 |
18 | Ло Чжунли (1948) | Китай | 8 609 207 | 56 | 902 250 |
19 | Кит Харинг (1958–1990) | США | 8 408 119 | 212 | 907 390 |
20 | Рудольф Штингель (1956) | Италия | 8 366 581 | 29 | 864 27 |
Источники: artprice.com, artinvestment.ru
Комментарий редактора: Опубликованный топ-500 artprice.com (мы привели из него первую двадцатку) — это рейтинг современных художников по аукционному обороту за год. То есть ранжируются общие кассовые сборы отдельных авторов.
На первом месте довольно предсказуемо стоит фамилия Жана-Мишеля Баскии. Это художник-легенда, граффити-райтер (графитчик), ставший звездой нью-йоркского неоэкспрессионизма 1980-х. Вечно молодой. Баския умер в 1988 году от передозировки, не дожив и до 28 лет. При жизни двухметровые холсты Баскии, уже достигшего успеха художника круга Уорхола, стоили 20–25 тысяч долларов. В начале 2000-х они стали подбираться к миллиону, и это казалось невероятным. Лет пять назад за них стали просить порядка 3 миллионов долларов. А сейчас они уже уверенно продаются в диапазоне 5–10 миллионов долларов, а лучшие вещи переходят отметку в 30 миллионов долларов. По статистике, 100 долларов, вложенные в Баскию в 1999 году, к настоящему моменту превратились в 929 долларов. Интересно, что Баскию на аукционах активно покупают не только американцы, но и немцы, которые знают толк в экспрессионистах.
Входящие в топ-10 по обороту художники Джефф Кунс (2-е место), Питер Дойг (6-е место), Дэмиен Херст (8-е место) — это знаменитые люди, которые также входят в топ-5 самых дорогих ныне живущих художников по версии artinvestment.ru. Это признанные новаторы, а рыночный успех как раз сопутствует художникам, которые предложили что-то новое. Кроме мастодонтов современного искусства, в рейтинг на 9-е место попал Марк Гротьян — 45-летний американский художник, которым занимается галерея Гагосяна. Карьера автора самобытных абстрактных бабочек развивается крайне стремительно.
Что касается китайских художников, которые оккупировали почти половину рейтинга, то это вполне вписывается в общую картину. Представители страны, пострадавшей от «культурной революции», стремительно наверстывают упущенное. Китайцы, например, активно скупают свой антиквариат по всему миру, в том числе и в московских галереях. Но в отличие от нас они еще и активно развивают свое современное искусство — строят залы, музеи, активно покупают на аукционах. В результате весь мир им удивляется и про них говорит. И цены запредельные. Рекордсмен по годовому аукционному обороту — Цзэн Фаньчжи (1964) — 25 миллионов евро за год, 45 проданных на торгах произведений, самое дорогое из которых стоило свыше 3,6 миллиона евро. Можно ли говорить, что рынок китайского искусства перегрет и «пузырится»? Наверняка, не без того. На наш взгляд, для неквалифицированного инвестора это довольно рискованная зона, а происходящие на нем процессы не всегда поддаются логическому объяснению.
В России коллекционеров современного западного искусства, а также галерей, предлагающих работы современных западных художников, довольно мало. Нам бы со своим современным искусством разобраться и научиться его поддерживать. Как китайцы. Но это временные сложности. Главное, что на рынке есть движущие силы, а значит, процесс этот будет набирать силу.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20131025_artprice_contemporary_art_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20131025_artprice_contemporary_art_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.