Топ-18 работ шестидесятников
Скоро откроется аукционный сезон, пройдут «русские торги» ведущих аукционных домов, и есть все основания полагать, что на рынке начнется долгожданное движение и список топ-18 работ нонконформистов в этом виде продержится недолго…
Почему мы особо выделяем сегмент шестидесятников, представителей русского послевоенного неофициального искусства? Понятно, что коллекционировать их произведения — особое удовольствие. Но не только.
С точки зрения инвестиций это очень интересный пограничный сегмент, сочетающий достоинства как антикварного сегмента, так и рынка современного актуального искусства. От плюсов антикварного рынка шестидесятникам досталась определенность с точки зрения позиционирования художника в истории искусства. Кто есть кто уже понятно. И вариант того, что художник выпадет из истории искусства, а ожидания инвестора не оправдаются, крайне маловероятен. Роль и значение отдельных шестидесятников еще будет пересматриваться, но драматических изменений там уже быть не должно. Сходство же с рынком актуального искусства состоит в том, что там нет острого дефицита шедевров и работ высокого класса, но при этом существует высокий нереализованный инвестиционный потенциал. Кроме того, в этом сегменте чаще встречаются сильно недооцененные произведения, при продаже которых можно получить доходность от 50 до 200 процентов в год.
Вообще, цены на шестидесятников «выстрелили» относительно недавно, в 2003 году. Первый аукцион Sotheby’s, посвященный именно послевоенному и современному искусству, состоялся в 2007 году. «Взрывной» характер ценового роста объяснялся тем, что он стартовал с минимальной первоначальной базы: хорошие вещи, которые раньше стоили около 3 тысяч долларов, начали продаваться за 10, 20, а потом 60 тысяч. С 2003 года цены на произведения художников первого ряда выросли в 20–40 раз.
Цены, указанные в этом топ-18, не должны отпугивать коллекционеров и инвесторов со средними бюджетами: это все-таки исключительные случаи. И рекорды не характеризуют общий уровень цен на работы конкретного художника. В целом, к живописи шестидесятников можно подступаться при бюджете от 20–30 тысяч долларов. А к графике — с бюджетом от 1–3 тысяч долларов. Например, на тематическом аукционе ARTinvestment.RU «Послевоенное искусство» (май 2010 года) качественная графика продавалась в диапазоне даже от 1,1 тысячи долларов.
Как и в случае других «топов», список аукционных рекордов не стоит рассматривать как рейтинг художников, отражающих их роль и значение в истории искусства. Там есть как очень удачные логические совпадения, так и несколько довольно случайных результатов. Относиться к этому списку стоит в соответствии с названием — как к любопытному набору аукционных рекордов. Ну что ж, время назвать и показать действующих чемпионов аукционного рынка русского послевоенного неофициального искусства:
1. ИЛЬЯ КАБАКОВ
Жук. 1982
Доска, эмаль. 226,5 x148,5
Оценка аукциона (эстимейт): 1,2–1,8 миллиона фунтов
Цена: 2,93 миллиона фунтов
Phillips de Pury.28.02.20082. ЭРИК БУЛАТОВ
Слава КПСС. 1975
Холст, масло. 229,5 x 229
Оценка аукциона (эстимейт): 500–700 тысяч фунтов
Цена: 1,084 миллиона фунтов
Phillips de Pury. 28.02.2008
3. ЕВГЕНИЙ ЧУБАРОВ
Без названия. 1994
Холст, масло. 300 х 200
Оценка аукциона (эстимейт): 100–150 тысяч фунтов
Цена: 720 тысяч фунтов
Phillips de Pury. 22.06.20074. ВИТАЛИЙ КОМАР и АЛЕКСАНДР МЕЛАМИД
Встреча Солженицына и Бёлля
на даче Ростроповича. 1972
Холст, масло, смешанная техника. 175 x 120
Оценка аукциона (эстимейт): 100–150 тысяч фунтов
Цена: 657,25 тысячи фунтов
Phillips de Pury. 23.04.2010
5. ДМИТРИЙ КРАСНОПЕВЦЕВ
Натюрморт с тремя кувшинами. 1976
Холст, масло. 110 x 68
Оценка аукциона (эстимейт): 23–32 тысячи фунтов
Цена: 512 тысяч фунтов
Sotheby’s. 31.05.20066. ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ
Перед закатом. 1990
Холст, масло. 210 x 165
Оценка аукциона (эстимейт): 200–300 тысяч фунтов
Цена: 468,5 тысячи фунтов
Sotheby’s. 12.03.2008
7. СЕМЁН ФАЙБИСОВИЧ
Солдаты. Из серии «Вокзалы». 1989
Холст, масло. 285,4 x 190,5
Оценка аукциона (эстимейт): 40–60 тысяч фунтов
Цена: 311,2 тысячи фунтов
Phillips de Pury. 13.10.20078. ВАСИЛИЙ СИТНИКОВ
Москва. 1973
Холст, масло. 102 x 122
Оценка аукциона (эстимейт): 100–150 тысяч фунтов
Цена: 321,1 тысячи фунтов
MacDougall’s. 13.06.2008
11. МИХАИЛ ШВАРЦМАН
Ярое око. 1966–1972
Холст, масло. 100 x 75. Из коллекции Г. Д. Костаки
Оценка аукциона (эстимейт): 40–60 тысяч фунтов
Цена: 192 тысячи фунтов
Sotheby’s. 15.02.200712. ВЛАДИМИР ВЕЙСБЕРГ
Обнаженная. 1974
Холст, масло. 58 x 63,7
Оценка аукциона (эстимейт): 20–30 тысяч фунтов
Цена: 186 тысяч фунтов
Sotheby’s. 15.02.2007
13. ОСКАР РАБИН
Город и луна (Социалистический город). 1959
Холст, масло. 90 х 109
Оценка аукциона (эстимейт): 120–160 тысяч долларов
Цена: 337 тысяч долларов
Sotheby’s. 15.04.200814. ЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ
Праздничная мозаика. 1988.
Холст, масло. 183,5 x 140
Оценка аукциона (эстимейт): 40–60 тысяч фунтов
Цена: 176 тысяч фунтов
Sotheby’s. 31.05.2006
15. ВЛАДИМИР НЕМУХИН
Незаконченный пасьянс. 1966
Холст, смешанная техника. 96 х 110
Оценка аукциона (эстимейт): 50–70 тысяч долларов
Цена: 240 тысяч долларов
Sotheby’s. 26.04.200616. ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ
Триптих № 10. Анатомия души. II. 1970
Оргалит, масло. 100 x 439,5
Оценка аукциона (эстимейт): 50–70 тысяч фунтов
Цена: 133,25 тысячи фунтов
Phillips de Pury. 23.04.2010
17. ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Погребение и воскресение. 1987
Холст, масло. 120 х 120
Оценка аукциона (эстимейт): 20–30 тысяч фунтов
Цена: 120 тысяч фунтов
Sotheby’s. 31.05.200618. АЛЕКСАНДР ХАРИТОНОВ
Дамы в розовом и белом. 1972
Холст, масло. 30,5 x 54,5
Оценка аукциона (эстимейт): 40–60 тысяч фунтов
Цена: 105,6 тысяч фунтов
MacDougall’s. 29.11.2007
Источник: artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20100913_top_18_60s.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20100913_top_18_60s.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.