Art Investment

Покупка антикварных икон. Советы начинающим

О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru

Коллекционеру, даже вполне неплохо разбирающемуся в живописи и графике, бывает очень непросто подступиться к сегменту икон. Казалось бы, внешне похожие предметы могут отличаться по цене в несколько десятков раз, а при выборе придется учитывать множество непривычных для коллекционера живописи нюансов. Но всё преодолимо, было бы желание. О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru.

ARTinvestment.RU: Каков порядок цен на иконы разного времени исполнения? Какие иконы являются наиболее дорогими?

Аркадий Оньков: Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т. д. Сделки с иконами такого рода довольно редки и, как правило, приватны, на аукционах проходят достаточно редко. Цены на такие иконы могут быть от миллиона долларов и выше.

Пожалуй, лишь известнейшие чудотворные иконы, такие как палладиум Руси икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века или, допустим, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), если предположить, что они были бы выставлены на торги, могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов. Но это в теории.

Более-менее встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это предметы XVI века и младше. Иконы XVI — XVII веков могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т. д.) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т. к. и тех и других сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных «школ» / направлений, то тут цены могут быть разными, но, как правило, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум. Это, конечно, очень грубые ориентиры, лишь для того, чтобы представить себе порядок цен. А на практике две похожие на взгляд начинающего коллекционера иконы могут обоснованно отличаться по цене в несколько раз.

AI: Что особенно ценится в иконе? По каким критериям выбирать?

А. О.: Критерии отчасти похожи на критерии для выбора классической живописи:

  • искусность письма, его сложность и изощренность;
  • время создания (век). Большинство доступных на рынке икон относятся к XIX — началу ХХ века, в лучшем случае к XVIII веку. Иконы XVII века встречаются, но далеко не так часто, иконы XVI века уже редки, и выдающиеся экземпляры могут стоить десятки и сотни тысяч долларов;
  • школа / мастерская / авторство. Важно установить принадлежность к той или иной поздней иконописной школе или традиции, наличие даты, подписи, места написания. В отличие от живописи установить имя мастера, писавшего образ, можно гораздо реже. Но можно. Разбирающийся коллекционер или искусствовед с опытом обычно может определить «школу», регион, иногда даже мастерскую, в которой была создана икона. Есть города, регионы, славящиеся своими мастерами и иконописными традициями: Мстёра, Палех, Холуй, Невьянск, Ярославль, Романов, Кострома, Вологда, Суздаль, Тверь, Сызрань и т. д. Зачастую такие иконы сильно выделяются мастерством письма и ценятся коллекционерами;
  • состояние: сохранность и комплектность. Хорошая сохранность, отсутствие реставрационных вмешательств, особенно на лично́м письме, значительно увеличивают ценность иконы. То же касается и комплектности: наличие оригинального драгоценного оклада (и в гораздо меньшей степени киота) значительно увеличивают цену иконы по сравнению с разукомплектованной такого же уровня;
  • качество и материал основы (доски) и ее состояние;
  • материал оклада и сложность его проработки. Имеет значение наличие оригинального оклада (в особенности из драгоценного металла: серебра или золота), наличие на окладе эмали, скани, зерни, чернения и т. д., качество их проработки;
  • размер;
  • редкость сюжета;
  • история бытования (провенанс). Иконы высокого уровня иногда имеют дарственные надписи или благословения от известных людей или посвященные известным людям.

Все критерии важны, но, как и в случае с классической живописью, выбирать нужно в первую очередь по внешнему виду. Если нравится письмо, то тогда есть смысл изучать предмет подробнее.

AI: Что важнее: возраст или качество? Как эти факторы влияют на цену?

А. О.: Тут не может быть противопоставления «или — или». Возраст иконы, безусловно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния. Икона XVIII века грубого письма, с обширными утратами, с осыпями по лично́му письму будет иметь гораздо меньшую ценность, чем икона известной мастерской XIX или начала ХХ века в хорошей сохранности. Кроме того, существуют кустарные сельские иконы или дешевые артельные владимирские скорописные иконы-«краснушки» и т. п., которые, увы, стоят очень недорого в любой сохранности.

AI: Насколько важен фактор авторства или принадлежности к известной мастерской?

А. О.: Рассмотрим на примере. Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей. Между ними ценовая пропасть. В целом, конечно, иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

AI: Почему некоторые явно старые иконы стоят подозрительно дешево — около 3000–5000 рублей? В чем подвох?

А. О.: Это распространенное заблуждение: раз старинное — значит, дорогое. На самом деле так бывает далеко не всегда. На рынке есть много кустарных, примитивных или скорописных народных икон, которые писали сельские мастера и ремесленники. Есть много плохо отреставрированных, испорченных поновителями икон, а также икон с существенными утратами. Есть также немало икон с «экономичной» подокладной живописью да еще с утраченными окладами (или их отдельными частями). Они не будут стоить дорого. Даже старые, подлинные. Цена в 3 000, а то и 1 000 рублей для примитивных икон вполне оправдана.

AI: Как влияет на цену реставрация? Правда ли, что отреставрированные иконы стоят намного дешевле нереставрированных?

А. О.: Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами. Ключевое слово тут «качественно». К сожалению, многие иконы в ходе бытования были кустарно поновлены, да еще и не раз. Такая «реставрация», наоборот, способна драматически снизить их ценность. Предпочтительнее вариант в хорошей сохранности, без существенных осыпей и без реставрации.

AI: Как самому определить, что икона новодельная, в том случае, когда она выдается за старинную? Есть ли какие-то верные признаки подделки?

А. О.: Это непросто для неспециалиста. Иногда подделку выдает искусственно состаренная живопись (наведенный фальсификаторами с помощью различных ухищрений кракелюр), несоответствие возраста основы (доски) и стилистически-временых признаков живописи, несоблюдение технологии лично́го или долично́го письма, фантазийность надписаний или невероятные, невиданные сочетания полей, фона и живописи и т. д. и т. п. По вопросам установления подлинности можно обратиться в атрибуционный (иконный) раздел сайта.

AI: Где бы вы рекомендовали в Москве проводить экспертизу икон? Какие организации пользуются авторитетом?

А. О.: На данный момент в сообществе коллекционеров и любителей иконописи наиболее авторитетны две экспертные организации: ГосНИИР и ВХРНЦ им. академика И. Э. Грабаря. В то же время многие частные «экспертные» организации (правильнее их назвать псевдоэкспертными), и большинство региональных, и даже некоторые столичные музеи отнюдь не могут похвалиться такой репутацией.

AI: Какой сегмент выбирать для инвестиций? В частности, какие иконы сильнее всего потеряли в цене в условиях текущего кризиса?

А. О.: В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно. Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона. Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20151005_icons.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20151005_icons.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».