Художники объединения «Митьки». Аукционные цены
ARTinvestment.RU   16 сентября 2015

Оказывается, с бюджетом около 2 000 000 рублей примерно за два года можно собрать довольно представительную коллекцию «митьков»

Признаться, это тот случай, когда даже мой закаленный слух режет такая формулировка темы: от упоминания увальней митьков в одном контексте с коммерцией и аукционами веет каким-то лютым оксюмороном. Но это с непривычки. Не на облаке живем, к чему жеманство? Художественные артефакты некогда успешной некоммерческой субкультуры сегодня стоят денег и в целом включены в публичный рыночный оборот.

Изначально в неформальное «политбюро» группы «Митьки» входило три художника — Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарёв и Александр Флоренский. Есть ближний круг, есть предтечи (Рихард Васми и др.), есть многочисленные последователи. Сегодня митьками числятся десятки художников и общественных деятелей, включая космонавта Владимира Джанибекова, которого приняли в митьки этим летом.

Первый состав «Митьков» образца середины 1980-х распался в 2008 году, когда о выходе заявил Владимир Шинкарёв — автор манифеста художественного объединения (1984) и изобретатель самого слова «митьки» (см.: «Владимир Шинкарев — Конец митьков» ). Но группа «Митьки» на этом не закончилась. Объединение повел вперед Дмитрий Шагин (по уменьшительному имени которого Шинкарев и назвал движение). И что бы кто ни говорил, Шагин с функцией справляется успешно: устраивает выставки, дает интервью, создает информационные поводы, принимает в ряды новых братушек, да и в целом не дает забыть «Митьков». Чего стоит одна только нашумевшая акция «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына».

Конечно, время берет свое. Поменялась экономика, общественная атмосфера, и идеи митьков устарели. У большинства художников объединения сложилась сольная карьера. Так, Владимир Шинкарёв стал художником влиятельной швейцарской галереи Бруно Бишофбергера, которая занимается также Уорхолом и Баскией. Флоренские, а также самый, пожалуй, известный из питерских митьков, Яшке, периодически выставляется, а также не без успеха продается на отечественных и мировых аукционах. Постепенно складывается и у московской фракции «Митьков» — Николая Полисского и Константина Батынкова. Они тоже растопили лед публичного рынка и вошли в аукционную обойму.

Но в целом аукционный рынок митькам пока победить не удалось. То ли не хотят, то ли всё устраивает, то ли срабатывает питерская специфика. Рынок митьков остается рынком частных сделок: продают через галереи или как-то по своим и тихо. Я бы сказал, что пока коллекционерам стоит в равной степени полагаться на статистические выкладки и на собственную интуицию. Звучит странно, особенно на нашем сайте, но на зыбкой почве открытых митьковских продаж уверенной статистики не построишь. Хотя знать аукционные цены все же не повредит, тем более что они довольно любопытны и не всегда коррелируют с медийной известностью авторов.

Интересно, в частности, что среди питерских митьков больше всего аукционных результатов насчитывается у Александра Флоренского. У Шагина и даже Шинкарёва аукционных продаж в разы меньше (к сожалению, о галерейных сделках мы достоверно судить не можем). Рейтинг самых дорогих аукционных работ митьков возглавляет Владимир Шинкарев. Цена самой дорогой картины митьков составляет £32 000 за его «Площадь Ленина». Если не учитывать заморский рынок периода высокой конъюнктуры и ограничиться только российскими аукционами, то, вероятно, рекорд цены среди питерских митьков будет принадлежать Владимиру Яшке: его работу пять лет назад на «Совкоме» купили за 300 000 рублей, что тогда составляло $10 000. Если же брать еще и «московскую фракцию», то ценовой рекорд будет принадлежать Николаю Полисскому.

Теперь пройдемся по аукционным ценам для остальных первых имен митьковского движения, не забывая делать поправку на здравый смысл.

Цены на картины Владимира Шинкарёва

Рыночной карьерой Владимира Шинкарёва занимается GALERIE BRUNO BISCHOFBERGER AG, поэтому нехватка аукционных сделок, по-видимому, компенсируется непубличными галерейными продажами. Рекордная цена $64 750 была заплачена за «Площадь Ленина I» в 2008 году на Phillips de Pury. Второй известный аукционный результат для Шинкарева — это $2 400 за «Первый снег», проданный в 2010 году на Шапиро. Его живопись еще несколько раз попадала в аукционные каталоги с оценкой $6 000–10 000, но не достигала резерва; самый свежий пример — июньский аукцион Vladey, где холст «Всеобщий дембель» 1989 года (кстати, с митьковской темой, с тельняшками и братушками) оценили от $6 700 и не продали. Как вы понимаете, в такой ситуации говорить о внятных ориентирах не приходится. Рискну лишь предположить, что сегодня в России нормальный ценовой диапазон для живописи Шинкарёва — $5 000–10 000.

Цены на картины Дмитрия Шагина

Единственный пока аукционный результат для живописи Дмитрия Шагина — это $1200 на Shapiro в 2010 году. Летом на VLADEY выставлялась картина «Смоленка» за $3–4 тыс., но не достигла резерва. Еще можно вспомнить, что в 2008 году одну из картин выставляли на Bonhams за $13 000, но это был явный перебор. Так же как $3000 за шелкографию «Пушкин-Митек», не проданную в 2010 году на американском Bloomsbury. Дополнительный фактор неопределенности заключается в том, что на аукционах ни разу не предлагались характерные живописные работы Шагина с ценными жизнерадостными темами — говоря по-митьковски, «с оттягом»: с тельняшками, с афоризмами, с пушкиными-маяковскими. Вот такие наверняка продавались бы. За сколько? Предположу, что за $3000–5000, например. А на аукционы пока ориентироваться бессмысленно.

Цены на картины Александра Флоренского

Ироничная наив-стилизованная живопись Флоренского в последние годы продавалась на аукционах в диапазоне $1000–4500. Причем $1000 — это результат, выбивающийся из общего ряда: покупателю «Княжны Таракановой» просто повезло, потому что и вещь хорошая была, и цена очень доброжелательная. Правильнее ориентироваться на $2000–3000. Еще Флоренский поражает стопроцентный уходом; первый раз на моей памяти такое: из 8 работ, выставляемых на аукционах, были проданы все 8. За разные деньги, но все.

Цены на картины и рисунки Владимира Яшке

 Аукционные результаты Яшке пока можно пересчитать по пальцам одной руки, как и у Шинкарёва. И тоже привязаться не к чему. Диапазон от 15 000 рублей за графику, но сегодня, до 300 000 рублей за живопись, но вчера. Точнее, пять лет назад. По моему мнению, по сегодняшнему рынку потенциальному покупателю живописи стоит держать в голове цифру около $3000, плюс-минус.

Цены на произведения Николая Полисского

До 2013 года Николай Полисский был показательным примером художника, известного всей России, но не имеющего при этом ни одной публично зафиксированной продажи. Такое, наверное, только у нас могло быть. Но два года назад скульптура, повторяющая его знаменитый объект «П», была продана почти за $11 000, что делает ее, вероятно, самой дорогой работой митьков на российском аукционном рынке. На этом, собственно, и всё, больше привязаться не к чему. В 2014 году Максим Боксер предлагал на своем аукционе в Лондоне рисунки Полисского на тему адронного коллайдера за $900–1200. Тогда покупателей не нашлось — но это ни о чем не говорит. На внутреннем рынке где-нибудь до 50 000 рублей за графику запросто можно ждать положительного результата. Просто не было пока подходящего случая.

Цены на картины и рисунки Константина Батынкова

Работы московского митька Константина Батынкова, не в пример остальным участникам движения, обладают неплохой ликвидностью на аукционном рынке. Их много, цены доступны, люди покупают. Про рынок Батынкова AI писал несколько месяцев назад (см. на AI: «Константин Батынков. Всадник “веселого апокалипсиса”»), и сегодня цифры, приведенные в статье, остаются актуальными. Это один из самых популярных для массового коллекционирования художников. Его рисунки можно приобрести начиная с 12 000 рублей и в галереях и на аукционах. В базе AI по Батынкову записано больше 50 аукционных событий. Едва ли не больше, чем у всех остальных перечисленных выше митьков. Один только наш AI Аукцион продал только в этом кризисном году 4 работы Батынкова. Реальные цены за большие акрилы на бумаге — около 100 000–120 000 рублей. Это если продавать быстро, за неделю. Маленькие вещи могут стоить около 20 000 рублей. Кстати, прямо сейчас на AI Аукционе продается полихромный батынковский акрил «Танк» — мощная такая штука в фирменном батынковском стиле милитари, но это так, к слову. За большую живопись в галереях могут просить €4 000–6 500. Формальный же аукционный рекорд для творчества Батынкова составляет $25 400 и был установлен на Sotheby’s, как вы догадываетесь, в далеком 2008 году.

Какие выводы можно сделать из аукционной статистики по митькам?

1. На сегодняшний день все художники включены в аукционный оборот — это уже хорошо.

2. Лишь два художника из перечисленных в этой статье имеют репрезентативную статистику аукционных продаж: Александр Флоренский и Константин Батынков (на правах московского митька). Результаты остальных пока не позволяют делать однозначные выводы о ценах.

3. На аукционном рынке довольно редко предлагались шедевры и даже просто характерные вещи митьков с ценными темами. Это еще сильнее снижает текущую релевантность аукционного рынка.

4. Рынок митьков по большей части является галерейным, с непубличными продажами, и дает галеристам возможность назначать цены без особой оглядки на публичные аукционные результаты. Это не осуждение, а просто констатация — вот такой сейчас момент. Цены на работы митьков на галерейном рынке лежат в диапазоне от 60 000 до 250 000 рублей.

5. Полагаясь исключительно на интуицию, могу отметить, что за редким исключением творчество митьков недооценено. С учетом даже не художественного, а одного лишь мемориального значения (как яркого символа ушедшей эпохи) их картины со временем должны стоить дороже. Но узнаем мы это лишь тогда, когда на аукционном рынке появятся шедевры.

6. С бюджетом около 2 000 000 рублей, если действовать не торопясь и потратить на это примерно 2 года, можно собрать очень неплохую коллекцию митьков.

Что еще почитать:

Владимир Шинкарев. Митьки;

Владимир Шинкарёв — Конец митьков;

Интервью с Дмитрием Шагиным и Владимиром Шинкаревым;

«Митьки», как и обещали, подарили Ивану Грозному нового сына;

Митьки в Фейсбуке;

Митьки ВКонтакте;

Группа «Митьки» распалась;

Выставка «Митьков» в галерее «Веллум»;

Тема о группе «Митьки» на форуме ARTinvestment.RU;

Фоторепортаж с выставки «Митьки. Афоризмы» на форуме ARTinvestment.RU.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150916_mitki.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150916_mitki.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх