Самые дорогие русские фотографии
ARTinvestment.RU составил рейтинг самых дорогих фотографий русских авторов
Список самых дорогих русских фотографий удивил составом первой десятки авторов. Ожидаемо в нее вошли Александр Родченко и Эль Лисицкий, возглавивший рейтинг с известной фотографией «Конструктор», за которую заплатили немногим более полумиллиона долларов. Рядом с ними (и это приятно) оказались современные художники Борис Михайлов, Олег Доу и группа «АЕС+Ф». На удивление, в топ-10 не попали работы советских мастеров: ни шестидесятников, ни фотографов военных лет. Если обозначить основные направления фотографии из этой десятки, то получится, что коллекционеры готовы дорого заплатить за авангард 1920-х, концептуальную фотографию 1980-х, а также за искусство 2000-х, в котором фотографии зачастую подвергаются компьютерной обработке.
Даты аукционных продаж фото из нашего списка показывают, что больше всего рекордов по русской фотографии поставлено в 2007-м и первой половине 2008-го (как раз до кризиса); затем в 2009-м и 2010-м — без особых ценовых всплесков, и только в 2011-м и 2012-м — по одной фотографии. Отметим, что фотомонтаж Лисицкого, который возглавляет наш рейтинг, купили на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке уже в декабре 2012 года, — добрый знак.
Фотография художника-конструктивиста Эль Лисицкого (1890–1941) происходит из собрания американского инвестиционного банкира Генри Бюля (Henry Buhl) — крупной фотоколлекции, содержащей исключительно изображения человеческих рук. Аукционный дом Sotheby’s в Нью-Йорке выставил собрание Бюля на торги 12 и 13 декабря 2012-го и заработал более десяти миллионов долларов. «Конструктор» Лисицкого с результатом 506 с половиной тысяч долларов (здесь и далее цены указаны с учетом аукционной премии) попал в пятерку самых дорогих работ аукциона. Лисицкий создал «Конструктора» в 1924-м в Берлине, используя множественную экспозицию, фотограмму и коллаж. В левом верхнем углу указано имя автора, чернилами нарисованы круг и буквы XYZ. На фотографии совмещены два изображения: рука, держащая циркуль, и автопортрет Лисицкого. Художник считал фотографию новым видом искусства, отличным от живописи, с совершенно другими методами, которые он и продемонстрировал на этом снимке.
Не удивительно, что самой дорогой фотографией Александра Родченко (1891–1956) стал снимок в его «фирменном» стиле — «снизу вверх, сверху вниз и по диагонали». Родченко снял этот кадр в 1929-м во время подготовки серии фотографий для книги «Две Москвы» по заказу издательства ИЗОГИЗ; фотографу было предложено запечатлеть «новую Москву» (книга не была опубликована). Фотографию «Парк Сокольники. Зима. Хоккей» купили за 312 тысяч долларов, втрое выше эстимейта.
Знаковая фотография Владимира Куприянова (1954–2011) «Не отвержи мене от лица Твоего» представляет собой коллективный портрет заводских рабочих. Фотокомпозиция состоит из 14 снимков, разрезанных и составленных таким образом, чтобы каждый человек выделялся из общей массы, словно ряд персональных портретов. Фотографию Куприянова купили за 70 100 фунтов на торгах Sotheby’s в Лондоне в 2008-м. Вероятно, работу приобрел Музей Циммерли в США, так как в 2011-м там состоялась выставка русской фотографии 1980-х «Cast Me Not Away» («Не отвержи мене»), в которой главное место было отведено новому приобретению музея — концептуальной фотографии Куприянова с одноименным названием.
Группа современных художников АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) на арт-сцене уже почти 20 лет. Свои проекты они реализуют не только в фотографии, но и в скульптуре, живописи, видеоинсталляциях. Серия фотографий с названием популярной компьютерной игры «Auction Half Life» снималась в 2003–2005; в кадре показан мир виртуальной реальности — подростки-модели с оружием в руках на фоне пейзажей Синайской пустыни. Фотографию купили за 42 с половиной тысячи фунтов на торгах Sotheby’s в Лондоне в начале 2008.
Пятое место рейтинга занимает фотография Арсена Савадова (1962) из проекта «Underground 2000». Савадов представляет украинское актуальное искусство и создает неоднозначные и эпатажные серии фотоснимков — например, «Донбасс-Шоколад» или «Книга мертвых». В серии «Underground 2000» Савадов воспроизводит фрагменты фресок Джотто в соляных копях. За фотографию заплатили 65 тысяч долларов на украинских торгах «Золотое Сечение» в 2011-м. Другая фотография из этой серии экспонировалась на выставке Марата Гельмана «Icons» в Краснодаре в 2012-м; открытие тогда было сорвано из-за скандала, хотя выставка состоялась.
Молодой фотохудожник Олег Доу (1983) довольно быстро стал значимой фигурой в современном искусстве. В 2008-м номинировался на премию Кандинского. В 2012-м фотография Доу стала обложкой новой версии программы Photoshop CS6. Работы Доу представляют собой женские и детские портреты, часто с отстраненным выражением лиц. Авторская техника Доу включает не только фотосъемку, но и обработку снимков — в частности, наложение определенных текстур на фотоизображение. Фотографию «Монахиня» купили за 9 миллионов венгерских форинтов (с учетом премии аукциона; более 52 тысяч долларов) на торгах Kieselbach Gallery в Будапеште в 2007-м.
Алексей Бродович (1898–1971) был знаковой фигурой для искусства фотографии и дизайна XX века. Карьера Бродовича сложилась в Америке, но детство и юность его прошли в России. С 1934 по 1958 год он был арт-директором журнала Harper’s Bazaar. В 1935–1937 Бродович снял серию фотографий на спектаклях Русского балета Монте-Карло. Фотографии были сняты без вспышки, на небольшой выдержке для «размытости», чтобы показать балет «в движении». В то время все стремились снимать с максимальной резкостью, так что Бродович отошел от правил. В 1945-м вышла книга с этими фотографиями, под названием «Ballet» («Балет»), тиражом всего лишь 500 экземпляров. Оригинальные фотографии из этой серии очень редки, так как негативы и напечатанные снимки сгорели во время пожара в доме Бродовича. Поэтому такие винтажные снимки представляют большую ценность. Фотография сцены из балета «Лавка чудес» была подарена Бродовичем Полу и Карен Радкай (Paul and Karen Radkai) и на нью-йоркские торги Christie’s в 2006-м попала из их коллекции. Снимок купили за 45 600 долларов, почти в пять раз выше эстимейта.
Концептуалист Игорь Макаревич (1943) известен не своими фотографиями, а объектами и инсталляциями. Скорее даже, фотография для него всего лишь средство для выражения концептуальных идей. Макаревич является членом группы «Коллективные действия». В 1977 художник задумал серию автопортретов в гипсовой маске, с трансформациями лица и образа подобно тому, как человек меняет свои маски в жизни. За автопортрет Макаревича заплатили 30 тысяч долларов на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007-м.
Гуру советской концептуальной фотографии Борис Михайлов известен больше за рубежом, чем в России. В 1960–70-х он создал серии «Лурики», «Красная серия» «Соц-арт» — черно-белые снимки, раскрашенные вручную (с преобладанием красного цвета как некоего концепта). В его творчестве отражены худшие черты жизни человека и общества советского времени и постсоветского периода. Фотографию из серии «Соц-арт» купили на торгах PhillipsDePury в Лондоне в 2007-м за 14 400 фунтов.
Современный фотограф Владимир Клавихо-Телепнёв (1962) занимается фотографией моды и рекламы, а также работает в необычной старинной технике — эгломизе. Фотография располагается под зеркалом, которое изготавливается вручную и в котором искусственно разрушают эмульсию. Изображение проступает через зеркало, создавая необычный зрительный эффект. В XVIII веке техника эгломизе представляла собой вид узора на стекле или зеркале, который создавали с помощью гравировки на оборотной стороне. Фотографию «La Russe» из серии «Чувственность» купили за 27 400 долларов на торгах PhillipsDePury в Нью-Йорке в 2008-м.
Все эти фотографии куплены за рекордные для их авторов и для русской фотографии вообще цены, за них боролись (в некоторых случаях до 20 шагов) на аукционных площадках. Возможно, потому, что любой снимок из этой десятки можно безо всяких оговорок назвать визитной карточкой своего автора: сюжет, стилистика, технические особенности фотографирования и работы с изображением — словом, все правильно, узнаваемо и в полной мере характеризует творчество каждого мастера.
Все фотографии из этой десятки представляют интерес как для коллекционеров, так и для историков фотоискусства.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130326_russian_foto.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20130326_russian_foto.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.