1715–после 1779
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Иван
Гравер меццо-тинто.
Штенглин родился в крупнейшем центре гравирования и книгопечатания — Аугсбурге, учился у И. Г. Боденера, некоторое время посещал классы Императорской Академии художеств. В 1741 гравер был приглашен Я. Штелиным на русскую службу — в художественный департамент Академии наук, а в 1742 приехал в Санкт-Петербург. Этому в значительной степени способствовал соотечественник гравера живописец и рисовальщик И. Э. Гриммель, который привез образцы его творчества в Россию. По приезде в Петербург Штенглину сразу же был поручен большой объем работы, в том числе обучение технике меццо-тинто двух учеников — Иоганна Себастьяна Таннауэра (сына знаменитого живописца петровского времени) и Ильи Рукомойкина.
Вместе с ними Штенглин выполнил серию портретов русских государей, которая, с дополнениями и изменениями, известна в шести выпусках. Первое издание относится к 1742–1745, оно состояло из двенадцати листов и включало портреты Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича, Петра I, Екатерины I, великой княгини Анны Петровны и Петра II. Второе издание — из тех де двенадцати портретов, но доски перетушеваны. В третьем издании, датирующемся серединой 1740-х, добавлен портрет Анны Иоанновны; в четвертом (середина 1760-х) — портреты Федора Никитича Романова (патриарха Филарета), Ксении Ивановны Романовой, а также царевны Софьи Алексеевны. Пятое издание, выпущенное в 1768, включает, помимо вышеперечисленных портретов, изображение Елизаветы Петровны; шестое (конец 1760-х) — портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Цикл многократно тиражировался, вследствие чего поздние оттиски чрезвычайно плохого качества. Оттиски с некоторых досок цикла печатались и в XIX веке, а ряд досок были счищены в 1798 году. Это делает особенно существенным вопрос времени изготовления эстампа, так как сама техника меццо-тинто не предполагала внушительных тиражей и, соответственно, многократного тиражирования (качественный тираж меццо-тинто редко превышал сотню экземпляров).
Качество оттиска чрезвычайно важно и в отношении других работ Штенглина 1740-х годов: двух портретов Елизаветы Петровны по оригиналам Л. Каравакка, парных портретов Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны по оригиналам Г. Х. Грота, портрета лейб-медика И. Г. Лестока по оригиналу Г. Х. Грота. Технические особенности гравюр меццо-тинто в этот период нередко отступали перед задачами пропаганды и популяризации, которые ставились при издании подобного рода произведений, в особенности императорских портретов. Так, портрет великого князя Петра Федоровича был выпущен тиражом в 1 300 экземпляров, а великой княгини Екатерины Алексеевны — в 1 000 оттисков, из-за чего даже отпечатки 1740-х годов подчас сделаны с уже стертых или поновленных досок. Однако, несмотря на различные тиражи и качество отпечатков, именно эти произведения представляют наибольший собирательский интерес, так как репрезентативные портреты Штенглина середины XVIII столетия принадлежат к наиболее интересным памятникам своей эпохи.
В 1745 из-за недовольства его работой мастер вынужден был оставить Академию наук, но продолжал гравировать по ее заказам на сдельной основе. В 1750 Штенглин перебрался в Москву. Немецкий мастер работал на фабрике купца Михаила Артемьева, специализирующейся на изготовлении недорогих гравюр религиозного содержания — изображениях святых и композициях на библейские сюжеты. Большинство листов, отпечатанных на фабрике, не имели авторских подписей и маркировались лишь издательскими пометками: «делано мос. на фабр. М. А. «или «вырезано на фабрик. А. Ар». Однако аугсбургский гравер был причастен почти ко всем ее работам. С 1757 Штенглин работал при Московском Университете, а в начале 1760-х вернулся в Петербургскую Академию наук. В ней он взялся за обучение черной манере двух учеников — Василия Соколова и Емельяна Федосеева. Наряду с преподавательской работой продолжал активно заниматься гравированием, выполнив в 1760-х около двадцати произведений (их тиражи уже значительно меньше, чем гравюр 1740-х годов). Следуя веяниям эпохи, гравер обратился к камерному портрету. В 1768–1779 состоял на службе в петербургской Академии художеств.
Работы Штенглина находятся в коллекциях многих российских музеев: в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)
сделать ставкуЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Петух. 1958 (71 × 50,2)
сделать ставкуДЕНИСОВ Василий Иванович (1862–1922) Осень. 1910-е (57 × 75 см)
сделать ставку