Art Investment

Художники и цены

БИОГРАФИЯ

КУЗНЕЦОВА-КИЧИГИНА Вера Емельяновна

10 августа 1904 (в ряде источников 1908, Харбин) — 2005 (Ярославль)

Живописец, график, сценограф

Родилась в семье русских поселенцев в Китае; отец будущей художницы попал в Харбин в составе русских войск для подавления боксерского восстания в 1901. В 1914–1921 занималась в балетной студии Народного дома искусств у Е. И. Оссовской. Выступала в театрах Харбина. В 1921 познакомилась с художником Михаилом Кичигиным, под его руководством обучалась живописи и рисунку в художественной студии «Лотос». Среди ее педагогов были А. Н. Каменский, В. М. Анастасьев, А. А. Бернардацци. С 1926 начала работать оформителем по заказам.

В 1928 вышла замуж за Кичигина, переехала в Шанхай. В 1931 вступила в Международный Артклуб, участвовала во всех устраиваемых клубом выставках. Самостоятельно и вместе с мужем работала как художник-декоратор, оформила балет Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада» в частном театре «Лясиум», постановку «Принцессы Турандот» К. Гоцци для театра французского колледжа. Сотрудничала с Шанхайским балетом. Создала декоративные панно для шахматного зала Французского клуба в Шанхае.

Много путешествовала по Китаю, посетила Циндао, Ляошань, Пекин, Кантон, Гонконг. Путешествовала по Японии и Корее. Выставки Кузнецовой-Кичигиной прошли в Циндао (1929), Кантоне (1932), Гонконге (1932), Пекине (1932), Шанхае (1933–1939, 1944–1947), Нантао (1945).

В 1947 приехала в СССР. Работала художником в Нижнетагильском театре кукол. В 1948 переехала в Ярославль. В 1951 репрессирована, с 1952 по 1955 находилась в заключении в Степном лагере МВД СССР в Джезказгане. В 1956 освобождена (официально реабилитирована только в 1991). В 1957 открылась персональная выставка произведений художницы в Ярославле. В 1958–1960 при участии А. Вертинского состоялась совместная выставка Кичигина и Кузнецовой-Кичигиной «Китай. Корея» в Москве, Петрозаводске и Курске. В 1959 принята в Союз художников СССР.

В 1969–1978 путешествовала по Грузии, Армении, Крыму, Средней Азии. В 1969 совершила поездку к сестре в США. В 1986 состоялась персональная выставка, в 1989 и 1999 — совместные выставки с Кичигиным, в 2004 — ретроспективная выставка произведений художницы, приуроченная к 100-летию со дня ее рождения (все — в Ярославле).

Расцвет творчества Кузнецовой-Кичигиной приходится на конец 1920-х — 1930-е. Работы этого периода наиболее редки, основную их часть составляют пейзажи и жанровые сценки (празднества, процессии, уличные базары и так далее) выполненные акварелью во время путешествий по Китаю. Работала также как портретист. Большое влияние на ее живописную манеру (это же относится к акварелям) оказала китайская народная картинка с ярким колоритом, подчеркнуто грубыми цветовыми контрастами, но в целом весьма декоративная. В рисунке, напротив, придерживалась строгой академической традиции, приверженцем которой являлся и ее муж — Кичигин. Излюбленной графической техникой художницы была сангина в сочетании с углем.

Произведения Кузнецовой-Кичигиной находятся в крупнейших музеях России, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее. Самой представительной коллекцией работ художницы обладает Ярославский художественный музей.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».