1930–2017
Живописец, график, художник театра
Учился в Ленинградской средней художественной школе (1944–1951), Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1951–1957) на живописном факультете у Б. В. Иогансона. В 1957 выполнил дипломную картину «На колхозной ферме».
Живет в Москве (с 1957). С 1956 работает над живописными и графическими произведениями (серия «Русь») на темы русской истории (циклы «Андрей Рублёв», «Слово о полку Игореве», «Поле Куликово»). Автор исторических и жанровых картин, портретист, пейзажист: «1905-й год», «Нина» (обе — 1955), «Достоевский в Петербурге» (1956), «Петербург Достоевского» (1956), «Юлиус Фучик» (1957, Гран-при на Международном конкурсе молодых художников в Праге), «Дороги войны. 1941 год» (1955–1964), «Князь Игорь» (1962), «Русский Икар» (1963), «Господин Великий Новгород» (1965), «Царевич Димитрий» (1967), «Русская красавица» (1968), «Иван Грозный» (1974), «Будущий космонавт» (1984), «Юность Андрея Рублёва» (1985), «Внуки Гостомысла» (1986, триптих), «Легенда о граде Китеже» (1986), «Ярославна» (1986), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990), «Боян. Слава предкам!» (1992), «Два князя» (1994), «Мистерия ХХ века» (1999).
Автор многочисленных графических портретов деятелей искусства (соус, уголь, пастель): Г. А. Товстоногова (1956), Д. Сорано (1957), Д. А. Сикейроса (1958), Ф. И. Панфёрова (1963), Ф. Феллини (1963), Дж. Лоллобриджиды (1963) и других.
Совершил творческие поездки по древним городам России (1957; Белозерск, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Новгород, Псков, Горький, Ярославль), в Данию (1966), Вьетнам (1967, корреспондент газеты «Комсомольская правда»), Лаос (1967), на Русский Север (1968), в Чили (1973), Индию (1973), на строительство Байкало-Амурской магистрали (1977), в Никарагуа (1983). В творческих командировках выполнил графические серии: «Дни и ночи Вьетнама» (1967), «Лаос» (1967–1968), «Русский Север. Родина», «Кирилло-Белозерский монастырь» (обе — 1968), «Чили» (1973), «БАМ» (1977), «Никарагуанский дневник» (1983) и другие.
В 1960–70-е иллюстрировал книги для московских издательств; выполнил серии иллюстраций к произведениям Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, П. И. Мельникова-Печерского, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, А. К. Толстого. Создал циклы станковых графических (пастель, уголь) произведений на темы романов Ф. М. Достоевского «Идиот» (1956), «Неточка Незванова» и «Белые ночи» (1970).
В соавторстве с женой Н. А. Виноградовой-Бенуа оформил ряд оперных и балетных спектаклей: «Князь Игорь» А. П. Бородина (1980) и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1982, оба — Государственная опера, Берлин), «Маскарад» А. И. Хачатуряна (1981; Театр оперы и балета, Одесса), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983, ГАБТ).
Выполнил живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» в здании штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1980), оформил интерьеры посольства СССР в Мадриде (1989), участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля (1997–1999), художественный руководитель и автор интерьеров резиденции Президента России в Кремле.
С 1957 — участник выставок (выставка произведений молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве). Экспонировался на выставках: Всесоюзной художественной выставке (1958 — «40 лет ВЛКСМ»), «Молодые — молодым» (1960, выставка работ художников журнала «Молодая гвардия»), Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1960), монументального искусства (1962) в Москве и других. Член Союза художников СССР (с 1967). Провел персональные выставки: в Москве (1957, 1964, 1967, 1969, 1973, 1978, 1986, 1994, 1999, 2010), Ленинграде — Санкт-Петербурге (1972, 1979, 1995, 2000, 2011), Варшаве (1960), Риме (1963), Копенгагене (1966), Ханое, Татлуанге (обе — 1967), Париже (1968, 1987), Сантьяго (1973), Стокгольме (1974), Хельсинки (1975, 1980), Восточном Берлине (1975), по городам ФРГ (передвижная, 1976), Токио (1978), Милане (1982), Манагуа, Гаване (обе — 1984), Мадриде (1985), Лондоне (1987) и других городах.
Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1978–1986), профессор (с 1981). Организатор и ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества (с 1987). Автор ряда статей по вопросам искусства: «Клякса и образ» (Молодая гвардия, 1960, № 1); воспоминаний: «Дорога к тебе. Из записок художника» (Молодая гвардия, 1965, № 10–12).
Один из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1965). Организатор и первый директор Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства народов СССР в Москве (1981).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1973), народный художник СССР (с 1980). Действительный член Российской Академии художеств (с 2000). Почетный член Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде (1979) и Королевской Академии изящных искусств Сан-Хорхе в Барселоне (1979). Лауреат Государственной премии России (1997), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Отец художника Ивана Ильича Глазунова (род. 1969).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственный центральный музей современной истории России, Государственный литературный музей, Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и другие. В Москве открыта Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова (с 2004).
Источники:
1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2012, т. 3, кн. 2. С. 53.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 49–50.
3. glazunov.ru.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе