ВЫСТАВКИ ГАЛЕРЕИ 21-й век
Сергей Максютин
Ретроспектива «Оглядываясь»
Галерея ARTinvestment.RU представляет выставку произведений Сергея Максютина «Оглядываясь» — ретроспективную экспозицию, которая позволит почувствовать творческую эволюцию мастера.
Творчество Максютина не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти ХХ — начала ХХI века. Его нельзя назвать представителем концептуализма, экспрессионизма или неосимволизма, хотя на первый взгляд эти связи кажутся очевидными.
В 1962–1973 годах учился в студии Е.Н.Володиной.
В 1981 году окончил Московский архитектурный институт.
С 1984 года — член Московского Союза художников.
В 1984–1995 годах работал в международных творческих группах домов творчества («Сенеж», «Гурзуф», «Челюскинская», «Переславль-Залесский»).
К 1990-м годам относятся ранние работы Сергея Максютина, представленные на выставке — «Поцелуй» (1990), «Оплакивание» (1990), «Сон» (1991), «Рыбак» (1992), «Трапеза 3» (1993). Все они словно бы окрашены состоянием тихого размышления над вечными вопросами бытия.
В 1993 году Максютин создает композицию «Три» — сложное иносказание, в котором есть своя философия. Три величественных старца напоминают нам о великой «Троице» Андрея Рублёва. Столь возвышенная тема в интерпретации современного художника свидетельствует о его желании прикоснуться к вечной тайне этого знаменитого творения, в котором все сосредоточено на безмолвном общении.
Этапным произведением, завершившим цикл концептуальных работ, стала многочастная композиция «Золотой треугольник» (1996). Треугольник сложился из выстроенных в пирамиду девятнадцати картин в массивных золоченых рамах — портретов, икон, игральных карт, пейзажей, натюрмортов. «Подобно иконостасу в храме, максютинский “Золотой треугольник” представляет собой изобразительный ансамбль с несколькими ключами для интерпретации» (А. Якимович).
В творчестве Сергея Максютина мы не найдем социальных конфликтов, пафосных сцен, личных драм. Художник вводит нас в сферу своих интересов — мы увидим пейзажные картины, рощи, леса, они как большие живописные панно, в которых варьируется один и тот же мотив и много света, цвета. Эти картины рассказывают о явлениях природы, ее состоянии, находя в нашей душе эмоциональный отклик. В полотнах Максютина нет детальных прорисовок, четких контуров, четкого рисунка. Это живописные сюиты, где все растворяется в мареве цвета. Глядя на его оливковую рощу со стволами древних реликтовых деревьев, мы погружаемся в живописную среду, напоенную светом, воздухом, оказываемся в каком-то сказочном месте, где природа живет по своим законам, где есть предания и заветы. Этот цикл работ — результат прогулок по знаменитым Черногорским оливковым рощам, впечатления от которых отразились в полотнах, показанных на совместной с Ириной Корсаковой выставке «Сто видов на оливы. Роща и камень» в 2014 году (Москва, Музей архитектуры им. Щусева).
«Кто-нибудь когда-нибудь обязательно разглядит, что художникам все интереснее становится не какая-нибудь значимая история, не умная цитата, не прикосновение к старой иконографии, а счастье вольного первочеловека, которому никогда не надоест смотреть на воды текущие и озера тихие, неудержимые и неописуемые причуды облаков в небесах», — эти слова А. Якимовича удивительно точно характеризуют творческую позицию С. Максютина.
В последнее время художника всё чаще привлекает красота и мощь природы, силы неподвластные человеку. Это наглядно демонстрируют такие его циклы, как «Воды», «Облака», сюжеты которых в трактовке художника превращаются в нечто нематериальное, непостоянное, меняющееся, исчезающее и вновь возникающее. Композиции действуют завораживающе, обладают магической силой.
Художник пишет: «Поймать смысл воды, ее суть — это очень интересная задача для меня. Изменчивость, вибрация, бесконечность ритмических и иррациональных явлений — какой простор и свобода…
Вода — это другое прочтение пространства, другое измерение времени... другое состояние. Имеет единовременно много измерений и пространств.
Поверхность реагирует на свет и цвет неба, окружающий лес, облака. Отражается целый мир, но в другом вибрирующем пространстве.
Другой слой — дно. Это песок, водоросли, рыбы, камни, затонувшие ветки.. Другой мир, другая жизнь.
Течение воды, как течение времени, меняется и остаётся постоянным.
Но вряд ли это решаемая задача... и это ещё интересней».
Художник апеллирует к базовым законам бытия — взаимодействию и взаимопроникновению стихий: земли, воды, воздуха. Это вечное движение гипнотизирует зрителя, растворяет сознание.
Один из последних циклов художника — «Теория хаоса». В нем он идет еще дальше, обращаясь к теме космогонии, используя штормовую волну как символ беспредельной пучины, беспорядка. Вот что говорит автор: «Штормовая волна — это не изображение моря. Я хочу понять сам, что такое хаос. В книге бытия сказано, что первое, что появилось, — это хаос, где находится множество идей, мыслей, которые еще не проявлены. Часть из них проявлена, часть нет. Штормовая волна показывает силу, которая ни добро, ни зло».
Говоря словами Ницше, «нужно носить в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду».
«Я пишу долго, очень долго. Тугодум. Я хочу, чтобы мои работы с каждым новым взглядом на них вскрывали новые слои восприятия, не были однозначными. Поэтому я накладываю новые впечатления, слой за слоем. Цветовая и чувственная природа должна выражаться даже на небольших участках холста, который нередко можно рассматривать как полную эмоций абстракцию... мне бы это хотелось. Не знаю, получается ли...»
Контакты: + 7 (495) 632-16-81, 21vek@artinvestment.ru.
Галерея AI «21-й век. Современное российское искусство»: Москва, Гороховский переулок, 7.