Art Investment

Художники и цены

Живопись и графика Алексея Кравченко в Третьяковской галерее

Сегодня, 2 сентября, в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Алексей Кравченко: живопись, графика», посвященная 120-летию со дня рождения художника.

В историю отечественного искусства Алексей Ильич Кравченко (1889–1940) вошел прежде всего как самобытный и разносторонний график. Юбилейная ретроспектива в Третьяковской галерее представит все грани таланта мастера. Наряду с классическими работами А. И. Кравченко — замечательного гравера и рисовальщика — широко демонстрируется его живописное наследие.

Графика Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известна по книгам, им проиллюстрированным. Иная сторона его творческой индивидуальности — живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни. Однако в советские годы по ряду причин, в том числе опасаясь обвинений в формализме, он перестал выставлять свои картины; их заново открыли публике лишь в 1970-е годы. Отсутствие социального заказа в сфере живописи позволило мастеру сосредоточиться на решении неподцензурных художественных задач. Картинам Кравченко более других его работ присущ вневременной характер, они несут черты романтического мировоззрения автора.

А. Кравченко начинал именно как живописец: в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В. Серова, К. Коровина, А. Васнецова, а в 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, учился в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. В студенческие годы за один из пейзажей был награжден премией имени И. Левитана, в дальнейшем заслужил похвалу И. Репина, имел успех на выставках и в кругу коллекционеров. Тем не менее Кравченко не стал продолжателем московской живописной традиции, устремленной к пленеризму, — напротив, он ориентировался на классическую европейскую художественную культуру.

Увлечение гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло уже после окончания училища и быстро переросло в основную профессию. Смелый новатор, он выработал в графике неповторимо экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Активно работал в технике офорта, часто используя цветную печать («Фонтан виллы Боргезе», 1916, «Венеция. Площадь Святого Марка», 1926). С 1919 начал заниматься ксилографией — гравюрой на дереве («Страдивари в своей мастерской», 1926, «Днепрострой. Плотина», 1931). Овладев этой сложнейшей техникой самостоятельно, уже в начале 1920-х он вошел в число лидеров московской школы ксилографии. О признании Кравченко мэтром гравюры говорит присуждение ему Гран-при Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже (1925).

Выставка покажет книжные знаки, изящные графические миниатюры Кравченко, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, И. В. Гете, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, С. Цвейга. Раздел книжной графики очерчивает круг пристрастий художника — от сказок Э. Т. А. Гофмана и повестей Н. В. Гоголя до фантастической прозы А. В. Чаянова,

Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–20-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств. Художник и на практике совместил глубокий интерес к архитектуре, зачастую служившей для него объектом изображения, с живописью, скульптурой и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер словно нарочно уходил в жанр городского пейзажа, выказывая приверженность специфическим пространственным эффектам — отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам мирискусников.

Выставка, включившая свыше 170 экспонатов, объединила два пласта наследия мастера: хрестоматийные произведения из музейных фондов и малоизвестные — из собрания семьи и частных коллекций. Большой раздел отведен живописи, здесь преобладают ранние работы, в том числе созданные в поездке по Индии и Цейлону (1914), а также в Саратове, где художник провел первые пореволюционные годы. Многообразие интересов Кравченко отражают виды Подмосковья и зарубежных городов, портреты друзей и близких, натюрморты, пейзажные и жанровые зарисовки, этюды обнаженной натуры.

Выставка открыта с 3 сентября по 11 октября 2009 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090902_gtg_karvchenko.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090902_gtg_karvchenko.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Катание в санях. 1966 (20 × 25 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Петух. 1958 (71 × 50,2)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861–1939) К вечеру. Пруд в Абрамцеве. Вторая половина 1880-х (25,5 × 33 см)

Текущая ставка75000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».