Art Investment

Художники и цены

Зинаида Серебрякова. «В ее искусстве столько прелести...»

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА За туалетом. Автопортрет. 1909
ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА За туалетом
Автопортрет. 1909. Холст, масло. 75 х 65
Источник: tretyakovgallery.ru

«В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по существу близкое, так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нём, — писал ее дядя, Александр Бенуа. — Оно слишком подкупает, слишком пленит. И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, а все еще искусство ее остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим».

125 лет назад появилась на свет Зинаида Евгеньевна Серебрякова — художница, представительница неоклассического направления русского модерна, участница объединения «Мир искусства». Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 10 (22) декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. Дед по матери — Николай Леонтьевич Бенуа — был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, «дядя Шура», — знаменитым художником, основателем «Мира искусства», отец, Евгений Александрович Лансере, — известным скульптором.

Женская гимназия, художественная школа княгини М. К. Тенишевой, мастерская портретиста О. Э. Браза… В начале XX века благодаря усилиям художников «Мира искусства» в культурный обиход России вернулись имена отечественных живописцев прошлого: Рокотова, Левицкого, Боровиковского и Венецианова. Именно творчество Венецианова повлияло на творчество Зины Лансере, и несмотря на повальное увлечение творческой молодежи того времени французским импрессионизмом, а потом сюрреализмом и кубизмом, она с тех пор была верна русской реалистической традиции.

В 1905 году она вышла замуж за студента-путейца Бориса Серебрякова, они познакомились в Нескучном: дом Серебряковых был недалеко от дома Лансере. Медовый месяц и много времени после него молодые провели в Париже. Здесь Серебрякова совершенствовала свое живописное мастерство.

Автопортрет «За туалетом» на выставке художников «Мира искусства» в 1910 году имел громкий для скромной 25-летней художницы успех. «Автопортрет Серебряковой несомненно самая радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное...» — писал Александр Николаевич Бенуа. Но даже он, «дядя Шура», не предполагал, что картины племянницы будут приобретены Третьяковской галереей. Зинаида Серебрякова становится духовным центром художественной династии Кавос — Лансере — Бенуа, восходящей к Франции XVIII века.

«Я решила остаться с детьми в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты... Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале...», — так вспоминала Зинаида Евгеньевна об истории написания этого автопортрета.

В 1911 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «Девушка со свечой». С картины смотрит, полуобернувшись, счастливая, влюбленная барышня, почти девочка — юная, непосредственная, трепетная, светящаяся душа самой художницы.

Во время революции 1917 года дом в Нескучном сожгут — вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов. А в 1919 году на руках у Серебряковой умрет от сыпного тифа Борис Анатольевич. Одна с четырьмя маленькими детьми и старенькой мамой Екатериной Николаевной… Казалось, крепкий дом, дом семьи рухнул… К этому времени относится самая печальная из картин Серебряковой — «Карточный домик»: Саша, Таня, Катя, Женя — четверо осиротевших детей — складывают хрупкий, способный разрушиться в мгновенье карточный домик. Но это семья и это дом… Именно дом, ощущение семейного тепла, домашнего очага — для Серебряковой были самыми важными опорами и в жизни, и в творчестве.

В 1924 году «дядя Шура» помогает племяннице уехать в Париж, дети с бабушкой остаются в Петербурге. Спустя некоторое время с помощью Красного Креста удается переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой в России.

А потом — выставки во Франции, Бельгии, Англии и страшная мучительная двойственность — разорванность семьи, дома. Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась советской гражданкой и надеялась на воссоединение с детьми, оставшимися в России. Во время оккупации Гитлером Франции пришлось выбирать между французским паспортом и концлагерем. От советского гражданства пришлось отказаться, связь с Родиной прервалась на многие годы.

В России Серебрякову вспомнили после войны: во время оттепели Зинаиду Евгеньевну наконец-то, после 36 лет разлуки, смогла посетить дочь Татьяна (ставшая художником-декоратором во МХАТе). Благодаря возрастающему интересу к русской живописи Серебряного века удалось устроить персональные выставки Серебряковой в Москве, Киеве и Ленинграде. Успех ее в Советской России в 1965 году превзошел самые радостные воспоминания молодости — Серебрякову ставили вровень с Боттичелли и другими великими мастерами. 80-летней художнице не по силам было посетить Родину, но она ощутила всероссийское признание, признание ее дома, ее России.

И на чужбине, где, как говорится в пословице, и звезды из олова, Зинаида Евгеньевна сохранила чувство дома…

Она скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена была по православному обряду на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Источник: tvkultura.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091212_serebryakova.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091212_serebryakova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906–1997) Женский портрет. 1945 (48 × 31 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Четыре купальщицы у дерева. Эскиз для линогравюры. [1926] (19 × 14 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».