Art Investment

Художники и цены

Шекспир или все-таки нет?

Британские журналисты сомневаются, что найденная в коллекции Алекса Кобба картина действительно является прижизненным портретом великого драматурга

Недавно весь мир взбудоражила история о случайно найденном прижизненном портрете Уильяма Шекспира. В 2006 году реставратор по имени Алекс Кобб (Alex Cobbe) увидел на выставке в лондонской Национальной портретной галерее картину, которая оказалась копией с портрета, хранящегося в его коллекции. Произведение передавалось по наследству в семье Кобба триста лет, и все это время считалось, что на нем изображен мореплаватель сэр Уолтер Рэли (Sir Walter Raleigh). Но на выставке копия с него была заявлена как «портрет Шекспира», и Кобб решил отдать картину на экспертизу. Почти три года специалисты изучали полотно, и вот несколько дней назад влиятельный шекспировед Стэнли Уэллс (Stanley Wells) заявил, что оно является единственным прижизненным портретом великого драматурга.

Исследования специалистов показали, что картина действительно была создана во время жизни Шекспира. Им также удалось установить историю бытования портрета — оказалось, что он, возможно, перешел предкам Кобба от праправнучки покровителя Шекспира, графа Саутгемптонского. Кроме того, на полотне приведена цитата из оды Горация, посвященная некоему драматургу. Все это дало Уэллсу основания предполагать, что на портрете изображен именно Шекспир.

Почти сразу же после того, как ведущие информационные агентства сообщили миру сенсационную новость, в СМИ стали появляться скептические высказывания. Авторы двух очень уважаемых британских блогов, арт-критик газеты Guardian Шарлотта Хиггинс (Charlotte Higgins) и владелец онлайн-дневника Heresy Corner заявили о том, что доказательства, приведенные Стэнли Уэллсом, звучат очень и очень неубедительно.

Да, картина из коллекции Кобба действительно была написана в начале XVII века — с химической экспертизой не поспоришь. Но действительно ли на ней изображен Шекспир?.. Для начала нужно вспомнить, что именно эксперты говорят о копии картины, которую Кобб увидел в Национальной портретной галерее. Эта работа, написанная в 1610-е годы и известная как «Янссеновский портрет» (раньше ее автором считался живописец Корнелис Янссен (Cornelis Janssen)), сейчас находится в Вашингтоне, в собрании Шекспировской библиотеки Фолджеров. Долгое время ее считали одним из самых достоверных изображений Шекспира, но в 1940-х годах было обнаружено, что она является так называемым «измененным портретом». То есть изначально на ней был изображен другой человек, а в XVIII веке картину «дописали», чтобы она походила на портрет великого драматурга. В 1988 году реставраторы убрали все добавленные позднее элементы, вернув работе ее первоначальный вид. Художник, который придал лицу неизвестного мужчины XVII века «шекспировские» черты, явно вдохновлялся знаменитой гравюрой Мартина Друшаута (Martin Droeshout), созданной в 1623 году. Друшаут рисовал Шекспира по памяти (драматург умер в 1616 году). Получается, неизвестный художник XVIII века изменил копию прижизненного портрета Шекспира для того, чтобы она была похожа на портрет, созданный по памяти уже после смерти Шекспира. Отличный «сюжет» для работы какого-нибудь постмодернистского теоретика: как образ человека, растиражированный в медиа, более «реален» в глазах людей, чем то, как он по-настоящему выглядел.

С «Янссеновским портретом» история очень запутанная, а что насчет других аргументов Уэллса?.. О провенансе картины известно только то, что она могла входить в число картин, которые перешли Коббам от праправнучки графа Саутгемптонского. К тому же нет ни одного доказательства того, что эта праправнучка получила полотно от своего прапрадедушки, а, например, не купила его. А что насчет цитаты из оды Горация «Principum amicitias!», которая украшает портрет из коллекции Кобба? По словам Уэллса, цитата посвящена драматургу, но доказательств этому тоже нет, а если и есть, то шекспировед их не сообщил. Во всяком случае, известно, что Гораций посвятил эту фразу Гаю Асинию Поллиону, полководцу, историку и поэту.

Автор блога Heresy Corner подметил еще одну интересную деталь: в 1610 году, когда, предположительно, был создан портрет, Шекспиру было 46 лет. Но человек, изображенный на картине, совсем не выглядит 46-летним, на вид ему не больше тридцати. А ведь несколько сотен лет назад люди старели гораздо раньше, и тогдашний 46-летний мужчина выглядел в лучшем случае как сегодняшний 60-летний. К тому же существует множество доказательств того, что Шекспир страдал сифилисом, и это наверняка отразилось на его внешности. Впрочем, этот аргумент не самый убедительный: заказчик портрета вполне мог попросить художника написать его красавцем, даже если в жизни он был далеко не так привлекателен. На это обращает внимание профессор Йельского университета Дэвид Скотт Кэстан (David Scott Kastan), который отмечает, что если это и портрет Шекспира (в чем он сомневается), то очень сильно «идеализированный».

Портрет из коллекции Кобба гораздо более «гламурный», чем остальные известные изображения Шекспира. По мнению Стэнли Уэллса, это свидетельствует о том, что драматург занимал высокое положение в обществе и вращался в аристократических кругах, и, может быть, даже был любовником графа Саутгемптонского. Уэллс заявил, что если в жизни Шекспир был таким, как на портрете, то он был настоящим красавчиком. Интересно, что совсем недавно был обнаружен еще один «красавчик»: ранний автопортрет Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), на котором титан Ренессанса, по выражению нашедшего рисунок журналиста, выглядит как кинозвезда.

Стоит отметить, что в коллекции Алекса Кобба уникальные предметы обнаруживаются с завидной регулярностью. В 2007 году там случайно нашелся рояль, на котором в свое время играл Шопен (Frédéric Chopin). А годом ранее Кобб обнаружил эскизы, которые доказывают, что его дом в графстве Дублин является первым значительным зданием, которое построил в Ирландии известный британский архитектор.

Источники: guardian.co.uk, timesonline.co.uk, heresycorner.blogspot.com, artinfo.com, folger.edu, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090312_shakespeare_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090312_shakespeare_portrait.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович (1868–1945) У кровати больного. 1910–20-е (113 × 89,3 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) 11 тарелок (Ø 32 см)

Текущая ставка110000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку

КОРОВИН Алексей Константинович (1897–1950) Париж. Кафе де ля Пэ. Вторая четверть XX века (46 × 55 см)

Текущая ставка400000 RUB
Окончание торгов2024-05-31 12:00
сделать ставку