Art Investment

Художники и цены

Нью-йоркским музеям не придется отдавать по реституции картины Пикассо

В марте 2007 года Юлиус Шёпс (Julius Schoeps), внучатый племянник немецкого банкира еврейского происхождения Пауля фон Мендельсона-Бартольди (Paul von Mendelssohn-Bartholdy), потребовал у двух крупнейших нью-йоркских культурных учреждений — Музея современного искусства (MOMA) и Музея Гуггенхайма — отдать ему два ценных полотна Пабло Пикассо (Pablo Picasso), которые, как утверждал Шёпс, были утрачены его семьей в годы нацизма.

Фон Мендельсон-Бартольди, скончавшийся в 1935 году, незадолго до своей смерти попросил арт-дилера Пауля Розенберга (Paul Rosenberg) продать пять картин великого испанского художника. Две из них, «Мальчик, ведущий лошадь» (1906) и «Мулен де ля Галетт» (1900), после войны оказались в коллекциях американских музеев — МОМА и Музея Гуггенхайма соответственно. Именно их и хотел забрать себе Шёпс.

На первый взгляд эти претензии выглядят совершенно безосновательными, поскольку его двоюродный дедушка сам продал полотна, никто его к этому не принуждал. Но не все так просто, как кажется. В 1934 году, когда фон Мендельсон-Бартольди передал картины Розенбергу, он уже не был законным владельцем картин — они принадлежали его второй жене Эльзе, которой он подарил их семью годами ранее. Исследователи из американских музеев утверждали, что полотна Пикассо были свадебным подарком Эльзе, но, по мнению Шёпса, фон Мендельсон-Бартольди отдал их жене исключительно потому, что боялся нацистов. Банкир подозревал, что по приходу к власти Гитлер и его приспешники начнут отбирать у евреев имущество, и понял, что у «истинной арийки» Эльзы картины будут в безопасности. То есть нацисты все-таки отобрали у фон Мендельсона-Бартольди полотна, только не «прямо», как у других еврейских собирателей и арт-дилеров, а косвенно.

Картины Пикассо пробыли у Пауля Розенберга совсем недолго: после выставки в Буэнос-Айресе их купил другой арт-дилер, Юстин Таннхаузер (Justin Thannhauser), владелец галерей в Берлине и Люцерне. В 1936 году он продал «Мальчика, ведущего лошадь» основателю американской  телерадиосети CBS Уильяму Пэйли (William Paley), который в 1964 году подарил работу МОМА. Вскоре Таннхаузеру пришлось эмигрировать в Штаты (он был евреем, и оставаться в Европе ему было опасно). Полотно «Мулен де ля Галетт» он взял с собой. В 1963 году он подарил его Музею Гуггенхайма.

Работы Пикассо входят в число самых главных шедевров нью-йоркских музеев. Их суммарная стоимость оценивается в 400 миллионов долларов. Конечно же, МОМА и Музей Гуггенхайма не собирались просто так расставаться с полотнами, и поэтому в декабре 2007 года они обратились с иском в федеральный суд. Директор МОМА Гленн Д. Лаури (Glenn D. Lowry) заявил, что научные сотрудники музея проделали огромную исследовательскую работу, установили точный провенанс полотен и не нашли ни одного факта, указывающего на то, что фон Мендельсон-Бартольди продал их не по своей воле. Шёпс, впрочем, не собирался сдаваться: в прошлом году он даже объединился с двумя наследниками жены немецкого банкира, Эльзы. В понедельник 2 февраля должны были состояться слушания в федеральном суде, но неожиданно для всех было объявлено, что стороны договорились полюбовно. Окончательное решение таково: картины останутся в музеях. Получат ли Шёпс и другие наследники компенсацию, неизвестно.

В 2007 году Юлиус Шёпс пытался отвоевать у фонда Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber) другую работу Пикассо — «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото». Тогда суд отклонил его иск, мотивировав это тем, что Шёпс не является законным наследником фон Мендельсона-Бартольди.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источник: bloomberg.com , artinfo.com , artinvestment.ru

P.S. О реституции также можно почитать:
Как нацисты грабили Европу
Наследники жертв нацизма против Федеративной Республики Германии
Институт искусств Миннеаполиса расстался с конфискованной нацистами картиной Леже
Выставка произведений искусства, украденных нацистами
В Германии создано агентство, которое изучает провенанс работ, находящихся в публичных собраниях
«Розовая стена» Матисса: конфискация — реституция — наследство — продажа
Климт: очередная реституция


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090209_pablo_picasso.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090209_pablo_picasso.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».