Art Investment

Художники и цены

Торги «В Никитском» 18 декабря. Краткие итоги

18 декабря в «Доме антикварной книги в Никитском» прошел аукцион «Русская живопись, графика, плакаты. Автографы художников и писателей». Последние торги Никитского в уходящем году — трехчасовой аукционный марафон — завершились с результатом 12,3 миллиона рублей. С молотка ушло 35,4 % лотов, а в денежном выражении выручка достигла 33 % от среднего суммарного эстимейта. На этот раз участники торговались одинаково активно как лично, так и дистанционно. В итоге 68 лотов ушло в зал, 51 лот купили по телефону, 44 лота были проданы по заочным ставкам, и 31 лот выкупили через Интернет.

Динамика продаж в разных разделах была неодинаковой. Так, отлично продавались, например, плакаты, которых в предновогоднем каталоге было превеликое множество — и социально-политические плакаты, и листовки, и военные, рекламные, зрелищные плакаты и др. Из 150 с лишним лотов стринга купили 70, т. е. почти половину. Выручка при этом составила без малого 4 миллиона рублей, или 85 % от среднего суммарного эстимейта стринга. Профильный для «Никитского» букинистический раздел также разошелся наполовину — купили 31 лот из 64 на общую сумму 244 тысячи (84 % от среднего эстимейта стринга).

Что касается графики (оригинальной и печатной), которая составляла почти половину каталога (241 из 548 лотов), ее раскупили на 29 % — и по лотам, и по деньгам. «Живописных» лотов в каталоге было всего 13, из них купили 4 на общую сумму 634 тысячи рублей.

Топ-лотом стринга оригинальной графики и всего аукциона стал альбом рисунков и акварелей русских художников первой половины — середины XIX века из собрания потомков художника Н. А. Степанова (1807–1877). Альбом из 50 подлинных произведений русских художников (в том числе Карла Брюллова, Павла Федотова, Василия Штернберга, Людвига Премацци, Валериана Каменева и самого Николая Степанова) происходит из родового имения Степановых села Шалово Мещерского уезда Калужской губернии. Альбом купили по старту по заочной ставке за 5 миллионов рублей (эстимейт 4,8–5 миллионов).

Из живописных произведений самыми дорогими стали пейзажи художников Николая Сергеева и Евгения Дюккера. Работа Сергеева «Весна в деревне» 1893 года ушла по старту к телефонному участнику за 328 тысяч рублей. А за морской пейзаж «Мотив Северного моря» Дюккера этому же телефонному игроку пришлось побороться с заочной ставкой; в результате лот достался ему за 240 тысяч рублей при эстимейте 170–180 тысяч рублей.

Отдельным стрингом в каталоге шли рисунки и рукописи из архива художника Константина Ротова, известного карикатуриста и иллюстратора детских книг и журнала «Крокодил». Из восьми рисунков самого Ротова купили пять, но самыми дорогими лотами стринга стали две рукописи — письма, адресованные Ротову писателями Борисом Пильняком и Михаилом Булгаковым. Письмо Пильняка было продано за 30 тысяч рублей (эстимейт 15–16 тысяч), а автограф Михаила Булгакова 1938 года был куплен по заочной ставке за 350 тысяч рублей (эстимейт 320–350 тысяч).

В стринге печатной графики топ-лотами стали: подборка из 16 автолитографий Бориса Кустодиева (лот 245, 80 тысяч рублей), а также два офорта Эрнста Неизвестного («Композиция с распятием», лот 281, 90 тысяч рублей; «Натурщица с фрагментами скульптуры», лот 282, 95 тысяч рублей). Вообще, все тиражные работы Неизвестного (лоты 279–283) ушли с молотка (многие — с превышением эстимейта).

С хорошим превышением эстимейта был продан в букинистическом разделе «Русское искусство. Каталоги выставок XIX — XX вв.» журнал искусств «Маковец» (выпуски № 1–2 1922 года): лот, выставленный с эстимейтом 50–52 тысячи рублей, участник в зале купил за 80 тысяч, не пожелав уступить в борьбе телефонному игроку.

В стринге плакатов многие лоты ушли с существенным превышением эстимейта (что и дало 85 % выручку по деньгам при 50 %-ном уровне продаж по лотам). Например, плакат «Вильгельмова карусель» Казимира Малевича, вышедший в 1914 в издательстве «Сегодняшний лубок», был продан за 140 тысяч рублей при эстимейте 100–120 тысяч. А плакат Владимира Маяковского «Вот кого солдат защищал раньше! Вот кого защищает теперь» 1920 года вдвое вырос в цене по сравнению с эстимейтом и был продан игроку в зале за 220 тысяч рублей (эстимейт 100–120 тысяч). За плакат «Нападение империалистов на Советскую Россию» художника Александра Апсита спорили зал, телефоны, заочка, интернет, и в итоге он также вдвое превысил эстимейт — ушел за 55 тысяч при оценке 28–30 тысяч. Топ-лотом среди военных плакатов стал плакат Маяковского из 12 частей «Главполитпросвет № 363» 1921 года, посвященный взаимоотношениям Польши и советского правительства. Его купил телефонный участник за 900 тысяч рублей (эстимейт 550–600 тысяч).

Много было интересных аукционных схваток в разделах рекламных и зрелищных плакатов. Скажем, за 100 тысяч рублей был куплен двухчастный рекламный плакат немого кинофильма 1934 года «Исмет» (или «Гибель Адата») о раскрепощении азербайджанской женщины (эстимейт 55–60 тысяч). За 180 тысяч рублей ушел к заочному участнику плакат «Гильзы “Викторсон”» 1900 года (эстимейт 120–130 тысяч). И наконец, за 200 тысяч рублей ушел с молотка оцененный в 55–60 тысяч рекламный плакат комедии «Гонщик против воли. С участием Монти Бенкса». За него долго спорили два участника в зале.

Подошедший к концу аукционный год «Дома антикварной книги в Никитском» выдался как никогда насыщенным — как по количеству, так и по качеству аукционных подборок. Были и редкие частные собрания с прижизненными изданиями Пушкина, и оригинальные торги этикетками, и многое другое. Желаем аукционному дому не менее продуктивного будущего года (предварительный график аукционов впечатляет) и таких же разнообразных каталогов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20141225_nikitskiy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20141225_nikitskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе