Art Investment

Художники и цены

Книжные торги в Никитском 11 декабря. Краткие итоги

В Доме антикварной книги в Никитском переулке в среду, 11 декабря прошли торги «Редкие книги, рукописи, автографы, государственные бумаги и фотографии». Похоже, что аукционный дом решил не мучить больше своих клиентов каталогами по 600 лотов (как было на предпоследних торгах в конце октября), а потому декабрьскую подборку очень разумно разделили на две примерно равные части по 450–460 лотов — оптимальное, посильное для восприятия количество. Первые 450 лотов были предложены 11 декабря. А еще 460 лотов выставят на торги через неделю — 19 декабря. Так что всем, кто еще не утолил книжный голод, будет где развернуться.

На аукционе 11 декабря с молотка ушло 298 лотов из 450 (65,6 %), а суммарная выручка достигла 24,7 миллиона рублей (74 % от среднего суммарного эстимейта) — прекрасный результат. Зал был практически полон, и в нем активно торговались около десятка человек. Очным участникам в итоге досталось наибольшее количество лотов — 125. Заочные покупатели выиграли 96 раз, и редко это были уходы по минимальным стартовым ценам: заочные ставки чаще были на уровне верхней планки эстимейтов или сильно выше. Телефонных покупателей тоже было много, но им удалось отвоевать только 77 лотов. И впервые в Никитском были ставки через Интернет. То, что еще недавно казалось диковинкой и работало, мягко скажем, не всегда сносно, на сегодняшний день, похоже, становится нормальной практикой. Вот и в Никитском торг через Интернет был бойким, без заминок, и неоднократно обгонял и телефонные, и очные ставки. А если и наступала пауза, то было понятно, что это не техника подкачала, а человек просто дальше не торгуется. У интернет-ставок много несомненных плюсов: можно участвовать находясь в любой точке мира, и при этом не тратиться на телефонную связь; можно параллельно смотреть трансляцию аукциона в Интернете, следить за ходом торга, а там уж решать — вступать в борьбу или нет. Конечно, есть риск технических сбоев, но ведь и телефонная связь может точно так же подкачать. В общем, вслед за игрой «Что? Где? Когда?» Интернету покоряется еще один бастион консерватизма — очные аукционы. И это прекрасно. На прошедших торгах в Никитском интернет-ставки выиграли шесть раз.

Каталог аукциона 11 декабря был очень разнообразным. Подобного разброса тем на книжных торгах я, если честно, не припомню. От старинных церковных книг — к пушкинским изданиям, от исторических трудов — к антикварным детективам и бульварным романам, от «Гадания конца века на мыслях писателей» — к альбомам альпиниста Н. В. Поггенполя, покорителя Эльбруса и Казбека. Отдельный комплимент хотелось бы сделать составителям каталога, нередко разбавлявшим сугубо научные сухие описания той или иной книги интересными, живыми цитатами из них. Для людей, никогда не державших этой книги в руках, это лучшее первое знакомство. Очень позабавило, например, каталожное описание книги И. Панаева «Хлыщи» (лот 130). Приведены были красноречивые названия некоторых ее глав: «Каким образом великосветские хлыщи пускают пыль в глаза перед людьми простыми и как простые люди робеют и делаются неловкими перед великосветскими хлыщами», «Глава 5, из которой проницательный читатель усмотрит многое, во-первых, что хлыщи бывают различных родов, во-вторых, что великосветские хлыщи в свою очередь робеют и иногда делаются неловкими, и в-третьих, что они разоблачаются и обнаруживают себя вдруг, совершенно неожиданно даже для самих себя, причем также вполне объясняется читателю значение не всеми употребляемого, но приятного для слуха слова ”хлыщ“». Понять разницу между великосветскими и провинциальными хлыщами теперь сможет сидевший в зале коллекционер, купивший это издание 1856 года за 75 тысяч рублей (эстимейт 35–40 тысяч рублей).

Самыми дорогими лотами прошедшего аукциона, чьи цены перевалили за миллион, стали лоты 1, 44, 45, 49 и 84. И тут тоже обнаружилось поразительное разнообразие тем. Первым лотом шла «Триодь постная» — рукопись XV века, созданная современником Андрея Рублёва. Один из редчайших образцов древнерусской письменности существенно превысил эстимейт 550–800 тысяч рублей и достался покупателю в зале за 1,25 миллиона рублей.

Еще более жаркая борьба разыгралась совсем за другую рукопись — исполненный орешковыми чернилами сборник «неподцензурных» стихотворений И. С. Баркова на 174 листах (лот 44). За непечатные, «срамные сочинения» несколько минут спорили участник в зале и телефонный покупатель. В итоге цена молотка превысила эстимейт вдвое: рукопись досталась телефонному покупателю за 2,6 миллиона рублей (эстимейт 900 тысяч — 1,1 миллиона рублей).

Ожидаемо хорошо была встречена рукопись стихотворения «Чечотка» Г. Р. Державина 1805 года (лот 45). Это произведение впервые было опубликовано лишь три года спустя, текст рукописи немного отличается от окончательного варианта 1808 года. Лот ушел в зал за 1,5 миллиона рублей при оценке 1–1,2 миллиона рублей. Справедливости ради, стоит сказать, что другой топ-лот стринга «А. С. Пушкин и его окружение» остался непроданным: не нашел покупателя полный комплект всех глав романа «Евгений Онегин» в первом издании, оцененный до торгов в 4,5–5 миллиона рублей.

Зато больше миллиона рублей заработал другой лот пушкинского стринга — подшивка из 24 номеров «Дамского журнала», издававшегося князем Шаликовым в 1820–30-е годы. Это было одно из самых прогрессивных изданий пушкинской эпохи: в нем публиковали сочинения женщин-писательниц и первые в России цветные иллюстрации — картинки разодетых по последней парижской моде дам и кавалеров. Подшивка была куплена по телефону за 1,3 миллиона рублей (эстимейт 600–800 тысяч рублей). Лотом раньше был предложен еще один артефакт пушкинской эпохи — салонный альбом некой Анеточки Соколовой (лот 48а). Оцененный всего в 35–36 тысяч рублей альбом два телефонных покупателя доторговали до 420 тысяч рублей (лот был продан в 12 раз дороже эстимейта). Возможно, подогрела интерес покупателей к этому типичному документу эпохи недавняя выставка дворянских альбомов в Музее Пушкина.

Ну и, наконец, пятый миллионный лот — «Лирические сочинения» Василия Капниста, украшенные шестью гравированными картинами-виньетами (лот 84). Эту книгу относили к лучшим иллюстрированным изданиям начала XIX века. И хотя ведущая Елена и заметила вполне справедливо, что «это Капнист — не Барков», лот все равно торговали два телефонных участника и два игрока в зале до 1,1 миллиона рублей. Изначально книга оценивалась в 70–75 тысяч рублей — т.е. лот превысил эстимейт почти в 15 раз!

Соседний с Капнистом лот — «Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры» 1805 года (лот 83) — вызвал не меньший ажиотаж. В спор вступили разом два телефона, заочная ставка и Интернет. Торг шел с 25 тысяч до победной интернет-ставки в 110 тысяч рублей. И все бы было хорошо, да вдруг один осведомленный зритель в зале возьми да и скажи, что семи страниц-то в книге не хватает. В связи с этим, может, для кого-то новым обстоятельством решили лот переиграть. Но торг вновь стал уходить выше эстимейта. «Что, нашлись страницы?» — радостно предположили весельчаки в зале. Но нет, прежний рубеж в 110 тысяч повторно взят не был — торг остановился на 75 тысячах. Победил телефон.

Веселее всего зрителями, пожалуй, был встречен стринг «Антикварные детективы и приключенческие романы» (лоты 156–171). Подобные издания обычно издавались огромными тиражами, но и зачитывались буквально до дыр, поэтому сегодня они относятся к библиографическим редкостям. И, несмотря на шуточки из серии «куплю детективчик — в электричке почитаю», почти все лоты этого стринга, за исключением парочки, были раскуплены. Выручка составила свыше 200 тысяч рублей.

В каталоге аукциона периодически встречались фотографии членов царской семьи (лоты 213–214, 223–224, 232, 247–248 и др.), и все они были раскуплены — чаще по старту. Разобрали и открытки с рисунками Л.Бакста, И.Билибина и Б.Зворыкина (лоты 242–244, 280), издание «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова» (лот 300, результат 55 тысяч рублей) и другие. В 20 раз превысил эстимейт альбом «Дело М. Бейлиса», посвященный одному из самых громких судебных процессов начала ХХ века: лот достался залу за 130 тысяч рублей (оценка 6–6,5 тысячи рублей).

Как видите, первый декабрьский аукцион «Дома антикварной книги в Никитском» задал отличный уровень. Посмотрим, сумеют ли его удержать последующие аукционы. Помимо уже упомянутого букинистического аукциона 19 декабря, вчера, 12 декабря, в Никитском прошли торги живописью, графикой и ДПИ. Мы там, конечно, были и о своих впечатлениях расскажем через пару часов.

На торгах побывала Мария Онучина, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131213_nikitskiy_11_dec_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131213_nikitskiy_11_dec_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

МАКОВСКИЙ Александр Владимирович (1869‒1924) На Волге. Солнечный день. 1917 (11,8 × 18,8 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Корабль в море. Конец XIX века (11 × 8,6 см)

Текущая ставка2000000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АНДРЕЕНКО Михаил Фёдорович (Андреенко-Нечитайло, 1894–1982) Композиция. 1924 (16 × 24 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».